- 09.07.2014
- 2987 Просмотров
- Обсудить
Третий рейх, объявленный Гитлером в 1934 году "тысячелетним", начался в Нюрнберге. И рухнул через 11 лет здесь же, в этом милом баварском городе. И закончился международным судом, Нюрнбергским трибуналом, приговором для самых крупных нацистов, соратников Гитлера. Сам фюрер покончил с собой 30 апреля 1945 года в Берлине в возрасте 56 лет.
Сын Ганса Франка
Никлас Франк - журналист и сын личного адвоката Адольфа Гитлера Ганса Франка, с 1939 года гауляйтера оккупированной Польши, "Польского мясника".
С 1926 года Ганс Франк, юрист по образованию, представлял интересы нацистской партии. С 1927-го по 1933-й год он был личным адвокатом Адольфа Гитлера и защищал его более чем на 100 судебных процессах. Когда-то Гансу Франку цыганка предсказала: "Ты не доживешь до 50 лет. Твоя смерть будет связана с судом". Тогда Франк рассмеялся в ответ: "Ну и что? Я же юрист. Всяко бывает". Но он и представить не мог, что судить будут его самого.
Тысячи вечеров своей жизни Никлас Франк провел за старой печатной машинкой, доставшейся от матери, вбивая оттиски букв в листы бумаги. Ими в течение многих лет он наносил удары по своему отцу, по Гитлеру, по Третьему рейху, по самому себе. Именно так родились строки, посвященные годовщине казни отца: "Мне нравилась твоя гибель. Тебя подняли на 13 ступеней эшафота, надели веревку на шею и бросили вниз, в вечность. Думая об этом, я испытываю оргазм".
Известно, что отец Никласа, в 1939 году назначенный Гитлером генерал-губернатором оккупированной Польши, едва ли не больше остальных подсудимых страдал на Нюрнбергском процессе во Дворце юстиции. Но в итоге достойно принял казнь, не забыв перед повешением поблагодарить всех за хорошее с ним обращение. Никласу, по сей день живущему в тени отца, этого недостаточно, ведь отец, по его словам, потом забрал свое признание обратно. "Он ничего не осознал. А самое главное, я уверен, по-настоящему он ни в чем не раскаялся", - считает Никлас.
У Ганса Франка было пятеро детей. Трое ушли из жизни, не дожив до старости. До преклонного возраста дожили лишь Никлас и его старший брат Норман. В начале сороковых годов Норман, любимый сын генерал-губернатора, увидев, как на улице расстреливают мирное польское население, осмелился задать отцу неприятный вопрос: "Зачем это делают?". Тот закричал в ответ: "Я не хочу об этом знать! Не желаю ничего об этом слышать!" У самого Норманна детей не было. "Сын военного преступника не должен иметь детей", - говорил он.
Сын Бальдура фон Шираха
Вторая мировая война давно закончена. Одно поколение сменило другое, народилось третье. И для многих война уже далекая история. Но не для Рихарда фон Шираха. Он родился в 1942 году в Третьем рейхе. А за 9 лет до его рождения отец Рихарда начал свою блистательную карьеру при Адольфе Гитлере. Рихард фон Ширах живет в Мюнхене, он писатель, историк, прекрасно владеет китайским языком. Его последняя книга - автобиография "В тени моего отца".
Бальдур фон Ширах в начале тридцатых возглавил "Гитлерюгенд". Тогда эта молодежная военизированная нацистская организация насчитывала чуть более 100 тысяч человек. Но именно Бальдур, выходец из богатейшей аристократической семьи, убедил Гитлера в том, что сможет привлечь практически всю молодежь Германии. Это ему удалось блестяще. К 1936 году в организации уже состояли более 5 миллионов молодых людей, готовых умереть за фюрера. Молодежи, распевавшей этот гимн в тридцатых, в сороковые предоставили возможность умереть за фюрера.
В 1946 году Бальдур фон Ширах был самым молодым обвиняемым на Нюрнбергском трибунале из числа приближенных к Гитлеру людей. Фон Шираху не было и 40 лет. Его судили и приговорили к 20 годам заключения, а его жену Генриетту отправили в трудовой лагерь. Так Рихард при живых родителях оказался под опекой государства. "Я так и не знал семейной жизни, я рос в государственных интернатах и провел несколько лет в детдоме. А между тем моему роду почти 700 лет. Это своего рода традиция, которую не может прервать единичный случай карьеры в Третьем рейхе", - говорит Рихард фон Ширах.
После вынесения приговора в 1946 году Бальдура фон Шираха перевели в Берлин, в военную тюрьму Шпандау. Он стал заключенным под номером один среди семи получивших разные сроки на трибунале. Рихарду разрешили посещать отца раз в год по полчаса. Ни в письмах, ни во время свиданий в тюрьме отец никогда не заводил речи ни о Гитлере, ни о собственной вине, ни о чем, что касалось Третьего рейха, – лишь о литературе, поэзии и философии.
О матери Рихард с отцом тоже никогда не говорили, ведь в 1950 году Генриетта, которая была признана невиновной, развелась с сидящим в тюрьме Бальдуром. Лишь спустя годы Рихард узнал, что написала мать в письме отцу на прощание: "Когда гитлеровская Германия уже рушилась вокруг нас, я ожидала, что ты попросишь принять яд вместе с тобой, как это сделал Геббельс со своей женой и детьми. Это избавило бы меня от невыразимых страданий в борьбе за выживание. Но тогда ты ответил: "Я не могу совершить самоубийство. Сначала мне надо прояснить мое место в истории и значение моей работы". Так вот, я немедленно развожусь с тобой".
За 20 долгих лет, пока отец сидел в тюрьме, Рихард окончил школу, поступил в Мюнхенский университет, изучал германистику и мечтал стать писателем. От фамилии отца он не отказался, так же как и от надежды, что после выхода отца на свободу они снова станут семьей.
После воссоединения отец и сын почти два года безуспешно пытались притереться друг к другу. Рихард устал ждать от Бальдура фон Шираха проявления отцовских чувств, и вдруг отец неожиданно обратился к нему с просьбой. Возможно, это и был шанс, который мог соединить отца с сыном. Бальдур хотел, чтобы сын почитал его мемуары, отредактировал их. Но тот отказался. "Только так я мог освободиться от его тени, которая висела над моим детством и юностью", - говорит он.
Рихард фон Ширах уехал учиться и работать в Китай. Он вернулся в Германию лишь на похороны отца в 1974 году.
Сын Эрвина Роммеля
Манфреду Роммелю за 80. Он живет со своей женой Лизолоттой на тихой зеленой улочке Штутгарта, города, мэром которого был на протяжении 24 лет. Ныне герр Роммель – пенсионер и почетный гражданин, которого любя называют "мистер Штутгарт". Манфред – единственный сын генерала-фельдмаршала Третьего рейха Эрвина Роммеля, любимца Гитлера.
Талантливый стратег, один из лучших полководцев, Роммель в 1941 году был брошен фюрером не на Восточный фронт, а в Северную Африку, для того чтобы добраться до нефти. И поначалу Роммель одержал в Африке ряд блестящих побед, за которые его прозвали "Лис пустыни". Жизни своих солдат и даже пленных для генерала Роммеля имели значение, как и здравый смысл любого действия на поле боя, а потому Роммель не слепо следовал диким приказам фюрера, жаждущего побед любой ценой.
С осени 1942 года положение немецких войск в Африке было тяжелым, а в 1943 году африканская кампания закончилась поражением. Роммеля назначили командовать группой армий "Б" в Нормандии. Летом 1944 года генерал-фельдмаршал был тяжело ранен. В это же время было совершено покушение на фюрера, и Роммеля обвинили в том, что он знал об этом и не предупредил Гитлера. Его задержали.
18 октября 1944 года состоялись торжественные похороны генерал-фельдмаршала Роммеля, который, по официальной версии, так и не смог оправиться после тяжелого ранения. Из тысяч присутствующих на похоронах правду о смерти национального героя знали только двое: жена Роммеля и его 15-летний сын, которому отец успел шепнуть, что ему обещали закрыть дело и не трогать семью, если он примет яд.
Манфред поклялся себе, что непременно дождется крушения рейха и построит новую Германию. Но для начала надо было не погибнуть на поле брани. Узнав, что его мать не то погибла, не то бежала, Манфред с двумя товарищами оставили часть, в которой служили. "Я не хотел быть пушечным мясом. Кроме того, я знал, что если пожертвую собой после того, как убили моего отца, то это будет глупо", - поясняет Манфред.
После войны Манфред Роммель закончил школу, поступил в университет, стал юристом, ушел в политику, в 46 лет стал мэром Штутгарта.
Сын полковника фон Штауффенберга
Бертольд фон Штауффенберг – старший сын всемирно известного полковника. 20 июля 1944 года полковник Клаус фон Штауффенберг пронес бомбу на совещание Гитлера. Покушение не удалось, полковник в числе многих других мнимых и действительных участников заговора был приговорен к смерти.
10-летний Бертольд с семьей в это время был на каникулах. Первой реакцией на новости, которые он услышал по радио, был страх за фюрера. Да-да! Бертольд, росший на нацистской пропаганде, был маленьким нацистом и мечтал вступить в Гитлерюгенд. А отец... У всех друзей Бертольда отцы гибли на фронте, так что смерть папы стала для него событием само собой разумеющимся. Мать Бертольда арестовали, а его самого отправили в детский дом.
Бертольд фон Штауффенберг сделал хорошую военную карьеру. Он генерал-майор в отставке, у него трое сыновей и четверо внуков.
Внук Рудольфа Хeсса
Райнер Хeсс – внук Рудольфа Хeсса, который с 1940-го по 1943-й год был комендантом Освенцима, самого страшного лагеря смерти на территории Польши. На совести его деда, протеже Мартина Бормана и подчиненного Генриха Гиммлера, по скромным подсчетам 2 миллиона человеческих жизней и активная, просто блестящая работа по проектированию механизмов массовых убийств и их воплощению.
Из дневника Рудольфа Хeсса: "Глубокий след в моей памяти оставило удушение газом 900 русских в старом крематории. О самих русских я тогда не думал – мне приказали, я должен был выполнить приказ. Меня это удушение газом успокоило, ведь вскоре предвиделось начало массового уничтожения евреев. Я всегда боялся расстрелов, когда думал о женщинах и детях".
Райнеру 47 лет, он живет на юге Германии, заведует складскими помещениями. Лет 7 назад его жизнь круто переменилась, теперь он вынужден жить в постоянном страхе за себя и свою семью. "Как-то по работе я поехал в Швейцарию и познакомился со швейцарским банкиром, возглавляющим крупный концерн, - рассказывает Райнер Хесс. - Все шло прекрасно, мы хорошо поладили. А вечером он пригласил меня к себе. Он открыл дверь, и я увидел, что на нем униформа СС. Я был поражен. Я сказал ему, что я не нацист, развернулся и уехал". После этого Райнера буквально атаковали звонками и письмами, требовали, чтобы он возглавил нацистское движение.
"Если бы мне довелось жить тогда, я бы лично убил своего деда. Слишком много страданий взвалил он на нас, своих потомков", - говорит Райнер.
В 1947 году, за два месяца до казни, дед Райнера Рудольф Хeсс записал в своем дневнике: "Общественность будет видеть во мне кровожадного зверя, садиста, убийцу миллионов. Но сейчас я думаю прежде всего о своей семье. Что с ней станет? Самого себя я списал с самого начала, о себе уже не беспокоюсь, со мной покончено".
В середине семидесятых годов родители Райнера определили ребенка в известный немецкий интернат. За какой-то проступок Райнеру поручили работать в саду. Однажды садовник его ударил. Оказалось, он был в Освенциме и по фамилии ученика понял, что тот – внук коменданта.
Райнер Хeсс живет за опущенными жалюзи, ведь неонацисты не ослабляют хватку. Не так давно они снова сделали попытку наладить связь с тем, которого по-прежнему надеются сделать своим фюрером, - предложили Райнеру выкупить личные вещи его деда. От заманчивого предложения в несколько сотен тысяч евро Хeсс отказался.
На поиски героев этого фильма ушли долгие месяцы. Сотни звонков и писем. Личных встреч. Тяжелые переговоры. Люди, которые скрывались годами, долго не решались заговорить.
Никлас Франк - сын личного адвоката Гитлера Ганса Франка, возглавившего по приказу фюрера оккупированную Польшу и уничтожившего шесть миллионов человек.
Он не только рассказал драматичную историю своей семьи, но и приехал с нашей съемочной группой в Нюрнберг - в тот самый зал суда, где вершилось правосудие над самыми известными нацистами, включая его отца, чтобы еще раз почувствовать и высказать свое отношение к тому, что сделал его отец. Никлас побывал в той самой камере, где его отец в последний раз молился перед казнью.
Бертольду фон Штауффенбергу стыдиться нечего. Его отец, полковник Клаус фон Штауффенберг, в 1944 году совершил самое громкое в истории покушение на Адольфа Гитлера. Его история легла в основу многих художественных фильмов. Он расскажет, как сложилась судьба жены и детей главного заговорщика Третьего Рейха и почему сын полковника фон Штауффенберга выжил, избежав кровавой расправы.
Впервые заговорил и Рихард фон Ширах. Его отец - Бальдур фон Ширах, был одним из основателей нацистской молодежной организации "Гитлерюгенд". Он не только написал слова к гимну этой организации, но и превратил ее в мощнейшее нацистское движение. Бальдур фон Ширах был приговорен на Нюрнбергском процессе к 20 годам лишения свободы.
Отец и мать Рихарда фон Шираха были приближенными фюрера. А дед Генрих Гофманн - ближайшим другом и личным фотографом. Именно Гофманн познакомил Гитлера с Евой Браун. Фюрер очень нежно относился к маме Рихарда, активно участвовал в ее воспитании. "Они фактически были семьей Гитлера", - рассказывает Рихард фон Ширах. При этом он вспоминает, что сам семьи лишился. В 1945 году все были арестованы, а он воспитывался в интернате, жил в нищете и мечтал познакомиться с отцом, который спустя 20 лет заключения должен был выйти из тюрьмы. Спустя долгие годы судьбоносная встреча отца и сына состоялась. Но семьей, по признанию Рихарда, они так и не стали.
Манфред Роммель, почетный мэр города Штутгарта, сын генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля, воевавшего во время Второй мировой войны в Северной Африке. Он впервые прольет свет на смерть своего отца, похороненного нацистским героем, расскажет историю его взаимоотношений с Адольфом Гитлером. Манфред Роммель расскажет и о последнем дне жизни своего отца - ведь он был свидетелем страшной драмы, которая разыгралась на его глазах в родительском доме в 1944 году.
Райнер Хесс, внук одного из самых страшных людей в истории, коменданта концлагеря "Освенцим" Рудольфа Хесса - человека, уничтожившего два миллиона ни в чем неповинных людей и реализовавшего в концлагере самые страшные механизмы этого уничтожения. Райнер Хесс расскажет историю своей жизни, О том, как узнал, кто его дед, как пытался покончить с собой в интернате, как скрывается сейчас от преследующих его неонацистов, которые хотят сделать его, внука Рудольфа Хесса своим фюрером. "Правые меня обвиняют, что у меня не те гены, - говорит Райнер Хесс, – в этом они правы. Если бы мне пришлось жить тогда, я бы лично убил своего деда". У Райнера четверо детей и сегодня, спустя более полувека после разгрома нацизма он боится за их жизни.
В этом фильме истории личных трагедий людей, чьи отцы были объявлены самыми страшными преступниками на Нюрнбергском процессе.
В фильме приняли участие:
Никлас Франк – журналист.
Сын Ганса Франка, личного адвоката Гитлера и гауляйтера Польши,
оккупированной во время Второй мировой войны.
Рихард фон Ширах– писатель, переводчик
Сын главы "Гитлерюгенд".
Внук Генриха Гоффманна, личного фотографа и друга Адольфа Гитлера
Манфред Роммель – политик, дважды мэр г. Штутгарта.
Сын генерал- фельдмаршала Третьего Рейха, Эрвина Роммеля, любимца Гитлера.
Бертольд фон Штауфенберг – кадровый военный, генерал майор в отставке.
Сын полковника Клауса фон Штауфенберга, совершившего в 1944 году
покушение на Гитлера.
Райнер Хесс – служащий.
Внук коменданта концлагеря "Освенцим" с 1940 – 1943 гг. Рудольфа Хесса.
Автор сценария: Татьяна Фрейденссон
Режиссер: Татьяна Фрейденссон, Сергей Браверман
Подписывайтесь на наш Telegram, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
По материалам: http://www.1tv.ru/documentary/fi8048/sn1
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Читать далее