- 26.01.2015
- 3146 Просмотров
- Обсудить
Согласно легендам, китайские йети обитают почти во всех провинциях Китая, а легенд им посвящено не меньше, чем гималайским сородичам. Сведения о диких людях собирает профессор Чжоу Госинь, сотрудник Музея естественной истории в Пекине.
Ещё до нашей эры поэт Ку Юань написал поэму о «шангуй», горных чудовищах, а во времена династии Мин (1368—1644) фармаколог Ли Шичен упомянул несколько видов «диких людей», и об одном из них, называемом фейфей, или человек-медведь, он писал, что люди сдирают с них шкуры и едят их ладони.
В районе Фанг провинции Хубэй местные хроники сообщают, что 200 лет назад «горы Фанг, лежащие в 40 ли к югу от уездного города, обрывисты и полны пещер, в которых живет много маорен (волосатых людей), около занга (3,1 м) ростом, покрытых шерстью. Они часто спускаются вниз и едят людей, кур и собак, и уносят тех, кто им сопротивляется».
В современности встречи с «диким человеком», по данным профессора Чжоу Госиня, происходят в семи провинциях Китая, а также в Тибете и Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Свидетели говорили о «странных животных», напоминающих и человека, и обезьяну, покрытых шерстью и прямоходящих.
Были сообщения о том, что в некоторых случаях «йерен» (так его называют) был убит или пойман. Дважды его наблюдали учёные — в 1940 году молодой биолог Ван Зелин, проезжавший через горные леса провинции Ганьсу, услышал впереди выстрелы. Оказалось, что крестьяне застрелили «дикого человека». Он был около двух метров ростом, покрыт плотной красноватосерой шерстью. Когда тело перевернули, оказалось, что это кормящая самка с набухшими грудями.
Лицо было узким с глубоко сидящими глазами, скулы и губы резко выступали, голова была покрыта более длинной шерстью. Конфигурация головы показалась Ван Зелину похожей на реконструкцию головы «пекинского человека» (Homo erectus, человек прямоходящий).
Реконструкция Синантропа (пекинского человека) лат. Sinanthropus pekinensis
Но этот, с позволения сказать, биолог, поглазев на «нечто», отправился своей дорогой, не попытавшись сохранить хотя бы голову, и всё, что мы имеем — это только несколько строчек в его отчёте. Приврал ли молодой человек, несомненно, слышавший рассказы о диких людях, или случай был подлинный — мы никогда не узнаем.
Геолог Фан Джинкань издалека видел двух «диких людей» в горном лесу провинции Шаньси в 1950 году. «Это были мать и сын, последний был 1,6 метров в высоту. Они выглядели как люди».
К концу 1950-х годов, по словам профессора Чжоу Госина, «сумасшествие по поводу снежного человека» достигло Китая. Вместе с китайскими альпинистами в Гималаи отправились учёные из Китайской Академии наук и Пекинского университета. Они работали в Тибете с мая по июль 1959 года, но кроме неясных следов нашли только волос длиной 16 см, анализ которого показал — что он не принадлежит ни медведю, ни яку, ни орангутану (тропический орангутан в снегах Гималаев — довольно смелое предположение). Следует отметить, что наиболее точный анализ волос и тканей по ДНК был в те годы ещё не разработан.
В 1961 году дорожные рабочие в провинции Юньнань убили странное животное. Оно было ростом 1,2—1,3 метра, покрыто шерстью, но его руки, уши, груди (это была самка) были похожи на человеческие. Журналист, который видел его тело, уверял, что это был не гиббон (кстати, гиббоны в материковом Китае отсутствуют), а неизвестное животное, похожее на человека.
И, наконец, глубокой ночью 14 мая 1976 года шестеро работников лесничества в горах Шеннонгджа на северо-западе провинции Хубэй, возвращаясь домой с собрания, увидели в свете фар на дороге странное существо. Оно ходило на двух ногах, у него не было хвоста, а тело покрыто рыжеватой шерстью. В статье, написанной для американского журнала International Wildlife, китайский обозреватель подчёркивал, что все шестеро — члены Коммунистической партии (значит, соврать не могут) и что они окружили существо, которое спокойно стояло на дороге (!) и позволяло рассматривать его вблизи.
В итоге в 1977 году Академия наук Китая организовала экспедицию в горы северо-запада провинции Хубэй. Более 100 человек обследовали горные леса и пещеры, в которых будто бы обитают дикие люди. В одной из пещер нашли множество следов, размером до 17 дюймов (42,2 см). Были собраны шерсть и экскременты неведомого существа. Оказалось, что его диета была растительной, но не брезговало оно и куколками бабочек.
Чем дольше работала экспедиция (а длилась она почти год), тем больше появлялось очевидцев. Оказалось, что лесные люди могут смеяться, хлопать в ладоши, имитировать крики других животных, изготавливать орудия труда и плести корзины.
Некоторые рассказы казались совершенно невероятными. Например, старый крестьянин, служивший в армии Чан Кайши, рассказал, как в 1947 году восемь диких людей, покрытых красной шерстью, вышли из леса, и на их поимку было брошена целая тысяча солдат. Погоня длилась десять дней, в конце концов дикие люди ушли в горы и спрятались в хижине отшельника, где были расстреляны из пулемётов.
Но были и весьма убедительные истории. Бригадир коммуны Куйфень по имени Лань Генлин рассказал:
«В начале июня 1977 года я пошёл валить лес в лощину Дади ... и наткнулся на «волосатого человека». Он подходил ко мне всё ближе и ближе. Я испугался и пятился до тех пор, пока не упёрся спиной в скалу. Волосатый человек подошёл ко мне на пять футов. Я достал топор и был готов бороться за свою жизнь. Мы стояли так, не двигаясь, больше часа. Тогда я поднял камень, бросил в него и попал в грудь. Он несколько раз простонал и потёр ушибленное место левой рукой.
Затем он ... медленно ушёл по лощине, издавая бормочущие звуки. Он был примерно 7 футов в высоту, его плечи шире, чем у человека, наклонённый лоб, глубоко сидящие глаза и похожий на луковицу нос со слегка вздёрнутыми ноздрями. У существа были впалые щеки, уши как у человека, но крупнее, и большие круглые глаза, тоже больше человеческих. Его челюсть и губы выдавались вперед. Передние зубы были широкими, как зубы лошади. У него были чёрные глаза, тёмно-коричневые волосы длиной более фута, свободно свисавшие с плеч. Всё его лицо, за исключением носа и ушей было покрыто короткой шерстью. Его руки свисали до колен.
Это существо имело большие руки, пальцы были примерно 6 дюймов в длину и ногти лишь слабо отделялись от пальцев. У него не было хвоста, и шерсть на теле была короткой. У него были толстые бёдра, более короткие, чем нижняя часть ноги. Он ходил на задних ногах. Его ступни были примерно 12 дюймов в длину, ступня шире в передней части и уже сзади, пальцы ноги вывернуты наружу».
Описание яркое, но то, что дикое существо могло вплотную подойти к человеку и час стоять перед ним, оставим на совести рассказчика.
Лидер экспедиции Хуань Вамбо резюмировал: «Гигантская панда сосуществовала с гигантской обезьяной миллионы лет, пережила ледниковый период, и я не вижу резона, почему бы гигантская обезьяна не сделала то же самое». Но Чжоу Го-синь, участвовавший в экспедиции, писал тогда в своём отчете: «Не выслеживали ли мы несуществующее животное?» Однако сомнительный успех экспедиции не обескуражил его, и он до сих пор занимается проблемой китайского дикого человека.
Американка Майра Шекли, автор книги, посвящённой «диким людям», полагает, что горы Шеннонгджа (ныне заповедные), где работала экспедиция, — идеальное место, в котором мог бы укрыться йерен. Здесь сохранились редчайшие животные — большая панда, золотая обезьяна, такин (крупный родич коз и баранов). Многие растения представляют собой «живые ископаемые». Эти места могли бы оказаться прекрасным убежищем для гигантопитека или его потомков.
Но если это не так, Шекли предлагает другую, менее научную гипотезу.
Виновником всего, может быть, был Цинь Ши-Хуанди, первый император Китая, создатель Великой китайской стены. Согласно старинной легенде, многие люди пытались избегнуть принудительной работы на гигантском строительстве. Они ушли в леса, за много поколений одичали, обросли шерстью — но сохранили дар речи. Время от времени они выходят из леса и спрашивают: «Окончено ли строительство Великой стены?» Им отвечают — «Да», но они не верят и снова скрываются в лесах.
Надежды на китайскую человекообезьяну вспыхнули вновь в конце 1980 г., когда учитель средней школы из гор Цзёлонг в провинции Чжецзян передал в местную администрацию интересный экспонат — сохранённые в соли стопы и кисти рук «человеко-медведя», убитого ещё в 1957 году.
Легенды о человеке-медведе — постоянный элемент фольклора в этой провинции. Чжоу Госинь немедленно отправился в Чжецзян. Увы, это были ступни и руки обезьяны; Первоначально Чжоу Госинь решил, что это конечности очень крупной макаки, но позднее решил, что они принадлежат неизвестному виду обезьян (но не человекообразных). До сих пор их фотографии бродят по криптозоологическим сайтам.
В 1981 году в провинции Хубэй было организовано общество по изучению «китайского дикаря», собравшее богатый фольклорный материал. Через несколько лет была организована международная экспедиция по поиску таинственного дикаря, в которую входили антропологи Пуарье (университет штата Огайо) и Гринуэлл (Бирмингемский университет); подключилась телевизионная группа из Лондона.
В результате была получена прядь волос, подобранных фермерами, видевшими странное существо на своей земле. Результаты анализа хромосомной структуры, проделанного в 1990 г., показали, что «волосы принадлежали существу, которое не было ни человеком, ни обезьяной»...
Профессор Пуарье заявил: «Нами установлено, что это животное не подпадает ни под одну из известных категорий. Это первое свидетельство существования нового высшего примата».
Джералдин Истер, руководитель телевизионной группы, заявила: «Китайский дикарь — либо существо, о котором мы ничего не знаем, либо гигантопитек, которому каким-то образом удалось одному избежать вымирания в этих районах».
Осенью 1998 года власти Шеньнунцзя (провинция Хубэй) объявили о награде в 500 тысяч юаней (более 60 000 долларов) за поимку живого снежного человека, 50 тысяч — за найденное мёртвое тело, 10 тысяч — за фотографию или клок шерсти. Насколько известно, премия так и не была вручена.
Встречи с чем-то, напоминающим йерена, происходили и позднее, вплоть до двухтысячных годов, но за много лет исследований и поисков ни один йерен не был пойман (фольклор не считается) или сфотографирован. Но, конечно, в туристских проспектах горы Шеннонгджа значатся как место обитания «дикого человека».
Большинство китайских (и не только китайских) учёных считает, что за йерена принимают медведя или какую-то обезьяну, причём не исключено, что это новый, неизвестный науке вид. Некоторые учёные полагают, что в горах Шеннонгджа сохранилась реликтовая материковая популяция орангутана, считавшегося исчезнувшим в Китае в период плейстоцена.
Немногие энтузиасты (и профессор Чжоу Госинь в их числе) надеются на встречу с «подлинным» йереном. И они считают, что если он существует, то вероятнее всего это какой-то потомок гигантопитека.
Сцена охоты первобытных людей вида Человек Прямоходящий (Homo еrectus) на гигантопитека (Gigantopithecus blacki)
По материалам книги "Невероятная зоология" (2011), автор Виталий Танасийчук
Подписывайтесь на наш Telegram, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Читать далее