- 06.08.2014
- 1435 Просмотров
- Обсудить
В новогоднюю ночь мало кто из российских артистов садится за стол в компании родных и друзей. Подавляющее большинство из них работает. Так, и в преддверии 2011-го года у группы «На-на» был назначен концерт в одном из самых модных молодежных клубов Сургута. Этим выступлением ребята закрывали двухнедельный тур изматывающих гастролей. Ведь среди артистов ходит поговорка о том, что Новый год кормит весь год. И многие действительно с ней согласятся.
У артистов группы «На-на» есть своя традиция: где бы, как бы далеко ни гастролировал их ансамбль, первый день наступившего года они встречают в Москве с «папой» — руководителем нанайцев Барри Алибасовым.
В тот день мысленно все уже были за столом, потому что в канун Нового года мало кто куда-то вылетает. Но они дали концерт и поехали в аэропорт, чтобы лететь в Москву.
Первое января 2011-го года… Четырнадцать пятьдесят…
Самолет ТУ-154 авиакомпании «Когалым авиа» готовился к вылету из Сургута в Москву. Его салон был забит «под завязку». На борту находилось сто шестнадцать человек. Встретив дома Новый год, сибиряки летели в столицу проводить каникулы.
В самолете царила веселая праздничная атмосфера. И никто не догадывался о том, что для пассажиров рейса Сургут-Москва этот первый день Нового 2011-го года мог стать последним.
В пятнадцать часов две минуты экипаж сообщил, что готов к взлету и ждет указаний диспетчера. До катастрофы оставались считанные секунды.
Экипаж самолета, в том числе и бортпроводницы, обслуживающие этот рейс, уже давно свыклись с необходимостью работать в праздники. Поэтому вылет первого января 2011-го не стал для них неожиданностью. Однако, как потом рассказывали девушки, многих из них накануне не покидало необъяснимое чувство тревоги.
Все, кто как-то связан с небом, являются немного суеверными людьми. Например, бортпроводники стараются перед вылетом никогда не возвращаться домой, даже если что-то забыли. Плохой приметой накануне полета считаются и иголка с ниткой, поэтому если отрывается пуговица, они выходят на работу в другой сорочке.
И все-таки одной из стюардесс этого рейса первого января пришлось вернуться домой. В праздник автобуса не было, и девушка стала нервничать: опаздывать на работу в их случае категорически нельзя, ведь самолет ждать не будет и вылетит точно по расписанию. Поэтому девушка вернулась в квартиру и попросила соседа отвезти ее в аэропорт.
Вылет рейса Сургут-Москва был назначен на три часа дня. И ровно в положенное время техническая группа аэропорта начала готовить борт. Как вспоминают многие, новогодняя ночь была снежной, а утром изрядно подморозило. Техники очищали самолет от первого в том году снега, прогрели салон до необходимой температуры и начали поэтапную проверку всех узлов лайнера. Все проходило в штатном режиме и ничего не предвещало беды.
В Сургуте на тот момент было минус тридцать градусов, но борт был полностью подготовлен к приему пассажиров. Посадку объявили вовремя, и первыми пассажирами, поднявшимися на борт, были артисты из группы «На-на». До Москвы им предстояло лететь четыре часа.
Но, как вспоминают ребята, лайнер им показался очень старым и потрепанным. У них даже возникло желание отказаться от полета и попытаться улететь другим рейсом. Но, отогнав дурные мысли, ребята откладывали вещи на багажные полки, стараясь не думать о плохом. В Москве их ждал Барри. Кроме того, за годы гастролей ребята уже привыкли лететь на чем попало. Согласно сложившейся за многие годы привычке ребята решили просто отоспаться в воздухе.
Многие пассажиры запомнили, как на борт поднялась девочка в красивом пуховичке со светящимися от счастья глазами. Она с мамой и папой летела на Кремлевскую елку, которую ей подарили родители.
Второй салон был почти весь занят авиаэкипажем, который летел в непривычной для себя роли пассажиров на выполнение рейса из Москвы.
Во время буксировки самолета к взлетной полосе бригадир бортпроводников начинает проводить инструктаж о том, что нужно делать пассажирам при возникновении внештатной ситуации. Многим тогда это показалось пустой формальностью, ведь по статистике авиатранспорт — самый надежный. Но пройдет совсем немного времени, и все сидящие в этом самолете горько пожалеют о том, что невнимательно слушали бортпроводницу и не вникали в то, что нужно делать в чрезвычайной ситуации.
В пятнадцать часов одну минуту буксир отъезжает от самолета, и лайнер выруливает на взлетную полосу. Он замирает в самом начале полосы, и командир экипажа ждет разрешения на взлет.
Пассажиры замерли в ожидании старта. Бортпроводница не успевает закончить инструктаж, когда из хвостовой части слышится громкий крик одного из пассажиров. Пожар! Многие сначала не поняли, что происходит, некоторым даже показалось, что их разыгрывают. Но сразу стало заметно, что из-под обшивки в салон проникает дым. Все происходило очень быстро. Вначале погас свет. Буквально через минуту едкий запах заполнил салон…
Дышать было уже невозможно. В кромешной темноте замкнутого пространства, которое очень быстро заполнялось удушливым черным дымом, стюардессы пытались успокоить пассажиров, и чтобы предотвратить панику, умоляли всех оставаться на своих местах.
Но пассажиры явно видели, что по светильникам над их головами бежали искры. В этот момент стюардесса приказала всем лечь на пол.
Словно в замедленном кадре многие видят, как начинает гореть обшивка и огненный дождь «поливает» пассажиров второго салона. Из-за плотного дыма внутри самолета не было видно ничего. Люди в панике падали на пол: внизу дым был не такой сильный, и еще можно было дышать.
Некоторые пассажиры, сбив с ног стюардессу, бросились к двери и начали пытаться самостоятельно ее открыть. Но дверь не поддавалась. Люди, задыхаясь в дыму, вслепую искали выход.
Давка, крик, шум… Сто шестнадцать пассажиров пребывали в состоянии сводящей с ума паники. А огонь подступал со всех сторон.
А на земле техники не верили своим глазам. Вот-вот взлетающий самолет открывает двери. Обычные люди сами не смогли бы открыть аварийные выходы, но им в тот страшный день просто повезло: в салоне сидели члены второго экипажа, летевшие в Москву как обычные пассажиры. Они понимали, что самолет может сгореть даже за минуту, дальше – верная смерть.
Практически одновременно с запасными выходами открылась и основная дверь самолета. Бригадир бортпроводников пыталась выбросить надувной трап, но пассажиры мешали ей это сделать. Ей не удалось дотянуться до чеки. А до земли четыре с лишним метра.
Люди боялись прыгать. У выхода толпятся десятки перепуганных пассажиров, а салон уже был охвачен огнем.
Бортпроводники начали просто выбрасывать людей из горящего ТУ-154. Во втором салоне эвакуацией руководили летчики второго экипажа. Рискуя собственными жизнями, в кромешном аду среди ядовитого дыма и огня парни помогали людям добираться до аварийного выхода.
К самолету стали подгонять лестницы, чтобы люди не прыгали с четырехметровой высоты на бетонную полосу. Некоторые стоят на крыле, не зная, что им делать. А горящая машина может взорваться в любую минуту.
Те, кто уже спрыгнул, бросались назад: ведь там остались родные. Их пытались сдерживать, ведь в салоне уже самый настоящий огненный ад. Работники аэропорта уводят людей от самолета. Но люди не могут оторвать взгляд: пламя мотора, перепрыгивая через фюзеляж, стремительно пожирает лайнер…
Спасатели примчались уже через несколько минут. Но события разворачивались так быстро, что потушить ТУ-154 уже было невозможно. Сто пятьдесят человек и сорок единиц техники пытались потушить пожар. Но сильный ветер сводил практически к нулю все усилия. Огонь подбирался к другим самолетам, стоящим всего в нескольких десятках метров.
Люди, чудом выбравшиеся из огня, стояли раздетые на тридцатиградусном морозе. Но они не ощущали холода. Ведь они только что выиграли схватку со смертью.
Но самолет продолжал гореть, а на борту еще были пассажиры и члены экипажа, которые до последней секунды были на борту. Они выполняли инструкцию. Они еще не знали, сколько человек спасено.
А в это время врачи осматривали пострадавших. У многих из них были ожоги верхних дыхательных путей. Несколько человек сразу же направили в клиники Сургута.
Во время пожара пострадало сорок три человека. Четверо из них были в крайне тяжелом состоянии. А с остальными работали психологи. В помощи нуждались и родные погибших.
Из горящего самолета не удалось спасти ту самую веселую девочку в красивом пуховике и ее отца, который до последнего в огне искал своего ребенка, так мечтавшего увидеть елку в Кремле.
Те, кто спаслись, на всю жизнь запомнят те минуты, когда на бетонном покрытии увидели своих родных – живых. Группа «На-на» в той катастрофе потеряла свой гонорар, инструменты и сценические костюмы. Но, что стоят все эти, ничего не значащие вещи, по сравнению с их спасенными жизнями. И сегодня большинство пассажиров рейса «Сургут-Москва» живут и радуются своему спасению.
Подписывайтесь на наш Telegram, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
По материалам: http://tainy.net
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.