- 25.05.2016
- 1646 Просмотров
- Обсудить
Сны никого не оставляют равнодушными – кто-то воспринимает их всерьез как некое предзнаменование, кто-то относится к ним как к проявлению подсознания. То есть, грубо говоря, первый подход смотрит на сны как на проявление будущего, а второй его развенчивает и считает сны, наоборот, отпечатком прошлого и настоящего (опыта, эмоций и желаний человека). Профессор Манчестерского университета в Великобритании Сью Ллевеллин предлагает посмотреть на сны под третьим углом – откинув всю мистику, она делает вывод, что по снам действительно можно предугадывать будущее именно потому, что они являются проявлением подсознания. Как это возможно и почему, она объясняет в своей статье.
Ллевеллин задается вопросом, почему наш мозг в снах выстраивает определенные ситуации с конкретной последовательностью событий и действий участников. Разумеется, в жизни происходят абсолютно закономерные вещи (вроде смены дня и ночи), но поведение других людей очень часто зависит от воли случая, и спроектировать его у себя в голове нельзя. Эти так называемые вероятностные события могут иметь определенную тенденцию случаться конкретным образом, но это совсем не значит, что так будет происходить всегда. Более того, часто во сне мы видим какие-то совершенно неожиданные цепочки событий, выходящие за грани разумного. Почему наш мозг способен их представить?
Разгадка – в фазе быстрого сна, периоде, когда мы видим сновидения. Именно в течение него наш мозг, как рассказывает ученая, способен лучше всего находить неочевидную связь между различными событиями. Такой вывод Ллевеллин сделала из ряда прошлых исследований. В 1999 году ученые из Гарварда показали, что люди, которые проходили тест отдаленных ассоциаций сразу после пробуждения от фазы быстрого сна, выстраивали в голове менее очевидные связи, чем те, кто отвечал после фазы медленного сна или вообще бодрствовал. «Восприятие во время фазы быстрого сна качественно отличается от восприятия во время медленного сна и, скорее всего, показывает, как меняется ассоциативная память. Именно она, по нашим предположениям, лежит в основе причудливого и гиперассоциативного характера сновидений фазы быстрого сна», – писали тогда ученые. Тот же результат был подтвержден и более поздними исследованиями.
В 2005 году ученые из Миланского университета Бикокка провели следующий эксперимент: они дали задание, требующее неординарного мышления (а именно арифметическую задачу со спичками), пациентам с повреждениями дорсолатеральной зоны префронтальной коры головного мозга, а также контрольной группе здоровых людей. Тестирование показало, что люди с повреждением мозга лучше справлялись с заданием. Считается, что префронтальная кора головного мозга отвечает за поиск простых решений, логическое мышление и планирование, рассказывает Ллевеллин. Во время фазы быстрого сна эта часть головного мозга неактивна, следовательно, наше воображение перестает гнаться за очевидным и ударяется в причуды.
Сновидения во время фазы быстрого сна – это результат компиляции мозгом ассоциаций, связанных с нашими воспоминаниями. По словам Ллевеллин, вполне возможно, что большинство пережитых ситуаций откладываются лишь в подсознании (98% активности мозга нами не осознается) и выражаются именно в таких снах – к нашему большому удивлению.
Во время фазы быстрого сна наше воображение перестает гнаться за очевидным и ударяется в причуды
Откуда у нашего мозга берется способность строить настолько сложные связи и угадывать неочевидные последствия событий (пускай даже только в течение быстрого сна)? Ллевеллин утверждает, что это умение досталось нам в наследство от наших древних предков. Скорее всего, пишет она, в доисторические времена человек за неимением языка мыслил образами. Поэтому его мозг работал на вычисление того, какой образ стоящего перед ним существа может быть теоретически опасен для него, а какой не представляет угрозы (то есть разделение других на условные группы «хищник», «друг», «еда»). Особенно ярко эти навыки должны были проявляться в местах вроде водопоев, куда стекались и травоядные, и поджидающие своих жертв хищники. Там нужно было быстро реагировать на неожиданное развитие событий, а еще лучше – предугадывать его, ведь на кону была жизнь. Такое умение просчитывать наперед ход действий других существ, чтобы спасти свою жизнь в жестоком первобытном мире, и проявляется сейчас в наших причудливых снах. Но при чем здесь предугадывание будущего?
Ллевеллин делает вывод, что странные сновидения, которые мы видим в фазе быстрого сна, являются объединением наших прошлых негативных опытов с целью уберечь нас от них в будущем. «В нашем эволюционном прошлом сны помогали нам выжить», – пишет она. Отсюда и выходит, что сны – это на самом деле проекция возможного будущего, хотя нам и не нужно больше выживать в современном мире так, как в первобытные времена. Каждый из нас, если подробно разберется в сновидении и оценит свой прошлый опыт, может спроектировать, как он поведет себя в той или иной ситуации в реальности.
Ллевеллин обращает особое внимание на то, что только тот, кто видит сон, может понять его истинное значение. Никто со стороны не сможет залезть к вам в голову и оценить ваши негативные воспоминания так, как это сделаете вы. Поэтому другой человек может не увидеть того предостережения, которое ваш мозг хочет вам показать в той или иной картинке, пока вы спите. «Вы можете думать, что знаете себя, но вы познаете себя еще глубже, если вдумаетесь в свои сны», – заключает Ллевеллин.
Подписывайтесь на наш Telegram, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
По материалам: https://slon.ru/posts/68489
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Читать далее