- 04.11.2014
- 2293 Просмотра
- Обсудить
Удержаться от селфи на этой неделе жителям Москвы было довольно сложно. Сотни человек захотели запечатлеть себя на фоне настоящего мамонтенка — мумия Юки считается уникальной.
Юка — самка, ее возраст около 6-9 тысяч лет. Палеонтологи полагают, что мамонтенок жил на территории современной Якутии около сорока тысяч лет назад. Юки нашли летом 2010 года на берегу моря Лаптевых. Специалисты изучали мумию три года. Затем Юки отправилась «на гастроли», в ее списке — Япония, Тайвань, Дальний Восток. Теперь и Москва.
В самой Якутии всерьез занялись тем, что еще несколько лет назад казалось фантастикой. Местные ученые собираются клонировать мамонта, а в дальнейшем, возможно, и воссоздать популяцию этих вымерших животных. Зачем это нужно и от чего зависит успех, выяснил корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.
Кожа и густая темно-рыжая шерсть Юки сохранились настолько хорошо, что есть ощущение — мамонт умер вчера. Хобот доисторического зверя пролежал в замерзшей земле без малого 30 тысяч лет. В теле обнаружена даже кровь в жидком виде. Теперь, возможно, есть все шансы воссоздать популяцию. Для этого нужна лишь одна клетка с целым ядром и яйцеклетка индийской слонихи.
«У нас есть лучший в истории мамонт по сохранности мягких тканей, которого мы раскопали. И мы очень надеемся, что там, среди миллиардов клеток, удастся найти хоть одну», — отметил заведующий музеем мамонта СВФУ, главный научный сотрудник Семен Григорьев.
Первая в России лаборатория, предназначенная специально для клонирования мамонта, почти готова к открытию. Появится она в одном из зданий Северо-Восточного федерального университета. Часть оборудования уже есть, научная работа должна начаться в следующем году.
Поиск живых клеток — самый важный этап клонирования. Успех будет на две трети зависеть от результатов, полученных в этих стенах. Сам же клон мамонта собираются выращивать в Южной Корее. Там клонирование поставлено на поток. Освоив размножение собак, корейцы теперь хотят поучаствовать в возрождении мамонта. Поэтому и вложили деньги в открытие якутской лаборатории. Но проект вряд ли бы просуществовал долго, если бы не объединил половину Якутии.
На севере в последнее время местные жители активизировались в поисках бивня мамонта. Такие экспедиции проводятся как минимум дважды в год. Самка мамонта, найденная на далеком острове Малый Ляховский, пока — главная надежда ученых. Но кто знает, может быть, в недрах сохранились экземпляры получше?
В Якутии поиски мамонта — настоящий народный промысел. Бывает, что древние останки ищут целыми поселками. И часто находки попадаются вблизи небольших горных речек. Воды выносят из-под земли на поверхность кости, иногда весом в несколько килограммов.
В Якутии сосредоточено 70% мирового запаса мамонтовых костей. Казалось бы, вот оно, раздолье для предпринимателей: цена хорошо сохранившейся кости может превышать тысячу долларов. Однако пока эта сфера во многом контролируется теневым бизнесом. Лицензию на добычу получить крайне сложно. Закон разрешает лишь «собирательство» — можно брать кости, найденные на поверхности, но после этого — обязательно регистрировать. Время от времени в криминальных сводках появляются сообщения о задержании контрабандной партии останков мамонта. Самые сознательные искатели приносят находки в музей.
Сельский учитель Прокопий Ноговицын гордится своей коллекцией костей вымерших животных. Такая в этих краях есть, пожалуй, у каждого второго. Поедешь на прогулку на берег Лены и вернешься с находкой эпохи плейстоцена. Этим в Якутии не удивишь ни одного школьника. Ведь здешние недра — одна большая морозилка.
Изнутри многолетняя мерзлота выглядит примерно так: температура достигает минус 15 градусов. Процессы разложения растягиваются на десятки тысяч лет. В этот музей, созданный в ледяной пещере, не пускают без верхней одежды и дополнительного термоплаща. Только так можно, не замерзнув, можно дойти до конца и увидеть главный экспонат: голову мамонта с идеально сохранившимися бивнями. А еще здесь можно услышать утробный устрашающий рев, который издавал мамонт. По крайней мере, мастера, владеющие искусством национального якутского инструмента ойдо, считают его наследием вымершего гиганта.
Мамонт проник в якутскую культуру настолько глубоко, что стал одним из сподручных материалов. Из его кости предки якутов вытачивали ножи, наконечники стрел и гарпунов, а также вырезали украшения и амулеты. Для Константина Мамонтова фамилия определила главное в жизни занятие. Его работы хорошо знают далеко за пределами Якутии. На этой неделе их можно было увидеть в Москве.
Научные споры о необходимости возродить мамонта, видимо, не утихнут, даже если это произойдет. Впрочем, не стоит думать, что при удачном эксперименте стада мамонтов начнут разгуливать по тайге уже спустя пару лет. Для этого нужно клонировать особей обоих полов. А в распоряжении ученых лишь части тела самки. Пока мамонт остается едва ли не главной якутской легендой, воплощенной в сувенирах, театральных постановках и экскурсионных маршрутах.
Несмотря на статус вымершего вида, мамонт в Якутии такой же привычный персонаж, как, скажем, олень или белый медведь. И хотя живой зверь на улицах Якутска — это пока научная фантастика, неплохие доходы в местный бюджет мамонт приносит уже сейчас. А в будущем может стать для республики еще одной золотой жилой.
Подписывайтесь на наш Telegram, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
По материалам: http://mir24.tv/news/Science/11523941
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Читать далее