- 06.01.2016
- 1671 Просмотр
- Обсудить
Если отрешиться от километров страниц, написанных об Атлантиде в XX и в первые годы XXI века, в «сухом остатке» окажутся несколько абзацев из двух не полностью сохранившихся диалогов великого Платона (427-347 до новой эры).
Это «Тимей» и «Критий», в которых Атлантида описывается со слов Крития, передающего рассказ одного из семи греческих мудрецов - Солона (между 640 и 635 - около 559 до новой эры) - как «сказание, привезенное им сюда из Египта».
Причем Платон, отдавая должное устройству царства атлантов, подчеркивает, что их разбили далекие предки его современников, то есть дикие греческие племена. Почему же атланты не воспользовались своим чудо-оружием или сверхразумом, которыми наделяют их современные авторы? Это - первое несоответствие.
Философ разместил Атлантиду за Геракловыми столбами (Гибралтар) на острове, который, впрочем, «превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые», то есть известные грекам территории Африки и Азии - примерно с Европу должен был бы быть по площади островок.
После же гибели Атлантиды, погрузившейся в пучину, «море в тех местах стало вплоть до сего дня несудоходным и недоступным по причине обмеления». Географическая часть диалога «Тимей» легко проверяется геологическими методами.
А они - увы! - не выявляют в Атлантическом океане обширных затонувших территорий за всю его историю с момента зарождения самого океана (он начал раскрываться около 215 миллионов лет назад). Второе несоответствие.
Некоторые геологи и археологи пытаются привязать мифическую Атлантиду к вполне реальной Минойской культуре острова Тира (он же Фера, он же Санторин) на том основании, что остров до извержения вулкана (в 1470 или 1500 году до новой эры) мог иметь форму кольца, а Платон, мол, имел в виду совсем иные Геракловы столбы, где-то на Пелопоннесе. Эти суждения вряд ли имеют под собой основание.
Сам же великий философ довольно точно обрисовал пределы греческой ойкумены: «Мы живем лишь на небольшой части земли от Фасиса до Геркулесовых столбов, расположившись вокруг моря, как муравьи или лягушки вокруг болота».
Болото - это весь Средиземноморский бассейн, включая Черное и Азовское моря; Фасисом называли реку Риони в Колхиде, где располагались самые восточные греческие колонии, а самые западные находились в Испании, то есть у Геркулесовых столбов. Причем с колониями метрополия поддерживала постоянные торговые отношения морями. Даже из Британии возили олово, как сообщал Диодор Сицилийский. А Пифей, возможно, еще при жизни Платона достиг берегов Норвегии.
Вот еще одна привязка тоже из «Тимея»: «А сверх того, по эту сторону пролива они [атланты] овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении».
Потому не стоит приписывать Платону незнание географии.
Какие же удивительные вещи можно увидеть в царстве атлантов со слов Платона? «... Прежде всего любые виды ископаемых твердых и плавких металлов, и в их числе то, что ныне известно лишь по названию, а тогда существовало на деле: самородный орихалк, извлекавшийся из недр земли в различных местах острова...»
Во времена Платона орихалк - латунь (сплав меди и цинка) - действительно был металлом, «по ценности уступавший... только золоту». Однако ни сейчас, ни тогда самородная латунь не добывалась по причине того, что образуется она в дозах, которые способны «увидеть» лишь мощные аналитические приборы.
«Далее, все благовония, которые ныне питает земля, будь то в корнях, в травах, в древесине, в сочащихся смолах, в цветах или плодах, - все это она рождала там и отлично взращивала. Притом же и всякий нежный плод и злак, который мы употребляем в пищу или из которого готовим хлеб, и разного рода овощи, а равно и всякое дерево, приносящее яства, напитки или умащения... все это тогда под воздействием солнца священный остров порождал прекрасным, изумительным и изобильным».
Столь длинная цитата из диалога «Критий» здесь понадобилась, чтобы обратить внимание на платоновскую идеализацию Атлантиды, - идеализацию до уровня сказочного тридевятого государства в тридесятом государстве с молочными реками, кисельными берегами и золотыми дворцами.
«Всю внешнюю поверхность храма, кроме акротериев, они выложили серебром, акротерии же — золотом, внутри взгляду являлся потолок из слоновой кости, весь изукрашенный золотом, серебром и орихалком...»
Пытаясь превознести атлантов, Платон не только настроил им золотых дворцов, но и наделил их всеми видами культурных растений. Это, на мой взгляд, главное несоответствие.
Возможно, его слушатели и не заметили подвоха, но человека, знакомого с основами современной биогеографии, особенно с трудами Николая Ивановича Вавилова, сразу насторожит такое изобилие. Гениальный биолог обнаружил, что все разнообразие культурных растений происходит из 12 центров, где эти растения возникли, были введены в культуру, и где сосредоточено их наибольшее генетическое разнообразие.
Эти центры примерно соответствуют территориям основных земледельческих цивилизаций. Причем не было ни одной цивилизации, которая не создала бы свои сорта культурных растений, а также породы скота. Откуда они затем распространялись по странам и континентам.
Исключение -Атлантида, которой Платон приписал чужие достижения в сельском хозяйстве. А если их вычесть, не останется ровным счетом ничего своего! Будь Атлантида действительно развитым государством, тем более мостом между Старым и Новым Светом, будь она вообще реальностью, хоть и в далеком прошлом, остались бы десятки культур и пород неизвестного происхождения. Но таких нет...
И неудивительно. Ведь Платон писал не о реальном государстве, а об идеальном. И, заметьте, не упоминал никаких пирамид, которые по мнению «атлантологов» и есть важнейшее доказательство единства древних цивилизаций. Потому и спрятал концы в воду.
Читайте Платона, господа атлантологи.
Андрей Журавлев "Знание - Сила" декабрь 2015
Подписывайтесь на наш Telegram, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.