- 09.01.2023
- 582 Просмотра
- Обсудить
Как ни странно, но и во время многочисленных войн находилось место благородству и попыткам решить дело мирным путём.
Конечно, основным фоном выступала ненависть, цинизм, трусость и литры крови, но всё же иногда люди пытались найти общий язык. Правда, получалось это не всегда.
Вот тебе и спасибо!
Если кто забыл, то до начала Второй мировой войны имели место быть некие конвенции, типа правила, по которым надо воевать. Конечно, очень быстро на все эти бумажки и протоколы очень быстро все плюнули; тут ведь главное побольше чужих голов проломить, но, как бы то ни было, они существовали. И вот для примера почитайте про такой забавный случай из подводных будней. Но сначала — вы не поверите — пример того, какими благородными бывали даже немцы в самом начале мировой мясорубки и какими неблагородными британцы.
В начале сентября 1942 года германская подводная лодка U-156 одним выстрелом затопила «Лаконию» — это был крупный транспорт, перевозивший итальянских военнопленных. Вместе с итальянцами командир лодки корветтен-капитан Вернер Хартенштайн принял на свой борт и обогрел поляков и британцев, а потом — вообще обалдеть! — отправил открытую радиограмму, что зона потопления этого транспорта объявляется невоенной. Типа сейчас будем всех спасать. И, чтобы на него побольше людей обратили внимание, даже поднял рядом с фашистским флагом флаг Красного Креста. Казалось бы, вот это благородство. Какой славный немецкий морячок!
И что он получил с неба себе в награду? А через четыре дня на него славно спикировал американский «Либерейтор», разбомбил все спасательные плоты и шлюпки со спасёнными и благополучно улетел. Лодке пришлось спасаться под водой. Вот тебе и выручай затем оппонентов по военным действиям. Небось потом с Хартенштайном потом ещё поговорили по душам в каком-нибудь подвале гестапо: какого чёрта, ты, нехороший человек, чуть не утопил нашу дорогущую лодку ради каких-то конвенций!
Спасти дипломата
Но сегодня мы поговорим о другом случае полнейшей неразберихи и запутанности судеб на военных фронтах. Итак, немецкая военная машина 6 апреля 1941 года железным катком влетает в Югославию, где, в числе прочих, несут свою бюрократическую вахту некие сотрудники британской дипмиссии и прочих консульств. Некий Рональд Ян Кэмпбелл (говорят, что он даже был сэром), являющийся чрезвычайным и полномочным посланником Великобритании, вместе со всем своим бюрократическим аппаратом драпает со всех ног сначала из Белграда в Сараево, а затем решает пробираться в живописное место под названием порт Котор. Откуда, они надеются, их заберут корабли британского флота, пока они будут курить сигары под пальмами. Адриатика-то уже здесь, значит, никакие фрицы нам не страшны!
Тем временем на Мальте некий Хью Браун, командир британской подлодки «Регент», получает ясный приказ: гонишь на Котор и, так уж и быть, прихватываешь с собой этих полугражданских крыс. Через пять дней Браун на мостике — лодка в надводном положении — входит в Котор. Браун не скрывал своих британских корней, а посему вывесил на всеобщее обозрение огромный флаг святого Георгия, чтобы, значит, местные югославские братишки ненароком их там не вздёрнули на реях. Весь экипаж замер у всех орудийных расчётов, лодка готова в любую секунду уйти под воду, торпеды в предвкушении оставить от береговой линии мокрое место. Браун же понятия не имеет, кто сейчас заправляет в этих местах? А вдруг какие-нибудь ребятки со свастикой как выскачут из кустов!
Итак, «Регент» медленно лавирует вдоль берега, держа путь к посёлку, где находится югославская база гидросамолётов. После этого наступает двухчасовая пауза, во
Время которой ничего существенного не происходит, но наконец-то появляется лодка с одним офицером и пилотом из гражданских. Брауну сообщают свежую новость: немцы заняли почти всю Югославию, а сам Котор находится в руках их союзников-итальянцев. Британский же главный дипломат со своими чемоданами изволит почивать в соседнем городишке. Бритты просят сообщить Кэмпбеллу, что карета подана, пора, мол, залезать в экипаж и драпать со всех ног. Пилот плывёт на берег позвонить дипломату, чтобы он подъехал поближе к морю, в местечко, где легко всех загрузить на лодку.
А югославский моряк показывает подлодке, как обойти все минные поля. «Регент» подплывает в заданное место, а там их уже ждёт итальянский капитан. После этого между югославским морячком и этим итальянцем начинается дружеская болтовня на несколько часов, в то время как Браун, слегка приунывший, наблюдает за всем этим безобразием. В конце концов болтовня окончена! Вскоре появляется командир порта и предлагает сделку: типа итальянский адмирал не против, если какой-нибудь британец сойдёт с лодки, встретится со своими дипломатами и все вернутся на лодку. Браун на всякий случай соглашается при условии, что у него на лодке останется какой-нибудь итальянский офицер. Все довольны: лейтенант Ламберт идёт встречаться с дипмиссией, капитан из Италии курит сигару на корме. Перед уходом Ламберта Браун дал ему строжайшие инструкции: хватаешь Кэмпбелла и его людей и быстро мотаешь сюда. Мы всё-таки на войне! Проходит энное количество времени, но никого не слышно и не видно. Браун начинает нервничать.
Какие злые птички!
И тут начинается шоу! Уже в середине дня на лодку начинают пикировать несколько вроде итальянских самолётов и сбрасывают семь фугасных бомб и чего поменьше. Вокруг вопли, разлетаются осколки. Тут же с берега по лодке открывают огонь пулемёты. Браун понимает: дело кранты, надо немедленно отсюда валить! Черт с ними, с этими дипломатами и консулами, — главное спасти судно и экипаж! Кроме того, на судне находится, можно сказать, заложник — итальянский капитан. Кругом мелководье, уйти на дно никак, так что приходится прорываться в надводном положении. Атаки с воздуха не прекращаются. Браун получает осколок в своё мужественное тело, то же самое происходит ещё с двумя моряками. Лодка, уже достаточно потрёпанная, всё-таки достигла глубин и направилась в Адриатику, естественно, вместе с итальянским капитаном.
Итак, опасности с неба больше нет, так что храбрый Браун берет курс на Отранто. После чего он наконец-то решает выйти на связь и узнать, что там в мире вообще происходит. Сам он говорит, что аккумуляторная батарея приказала долго жить, у него есть раненые и он хочет плыть на Мальту, дабы устроить ремонт и подлечить потерпевших.
Итак, мы познакомились со всей ситуацией, как она выглядела со стороны командира подлодки Брауна. Мол, итальянцы — гады такие — решили захватить британскую подлодку, и только чудо и мастерство Брауна помогли бриттам унести ноги. Но, как вскоре выяснилось, итальянцы, которых все проклинали, вообще были не при делах и не знали, что происходит у них под боком. Как рассказал потом парламентёр Ламберт, которого Браун отправил за дипломатами, дело происходило так. Сначала итальянский адмирал сказал, что не имеет права никого допустить до бесценного Кэмпбелла. Мол, нужно особое разрешение. Стали ждать. И тут итальянский адмирал говорит: извини, приятель, но только что три наших самолёта славно отбомбились по вашей лодке. Ты уж извини, друг родной! Ламберт посчитал, что во всём виноват адмирал: мол, это с самого начала была ловушка!
Бардак!
Вся эта запутанная история нашла свою разгадку, только когда Ламберта обменяли на того несчастного итальянского капитана, который все это время плавал на британской лодке. Как выясняется, итальянцы вовсе ничего не хотели сделать плохого британцам. Просто-напросто мимо пролетали несколько немецких самолётов, увидели подлодку с огромным флагом со святым Георгием и начали бомбить лодку, не предупредив итальянцев-союзников.
В результате итальянцы решили так: раз эти немцы бомбят всё попало и с ними даже не собираются советоваться, то они отпустят в Британию всех дипломатов до единого, которые остались на территории Югославии. Мало того, они отпустили вместе с ними ещё и массу людей, которые с дипломатическим корпусом не были и связаны. А ведь среди них ведь было немало людей из британской службы разведки и диверсионной службы. Немцы, конечно, поворчали, но в результате ничего поделать не смогли: Рональд Ян Кэмпбелл, чрезвычайный и полномочный посланник Великобритании, вместе со всеми своими важными и не очень шмотками добрался до своей лондонской постели.
Кэмпбелл, ради спасения которого заварилась вся эта каша, естественно, сделал блестящую карьеру в МИДе. Храбрый Браун передал лодку другому командиру и остался на флоте. Сама же подлодка «Регент», вернувшись из славного которского похода, встала на ремонт, а затем продолжила службу. Конец славной посудины настал 18 апреля 1943 года у Апулийского побережья Италии, где она, на свою беду, повстречалась с одной из многочисленных мин…
Журнал: Война и Отечество №1, январь 2023 года
Рубрика: Необъявленные войны
Автор: Константин Семёнов
Подписывайтесь на наш Telegram, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Читать далее
Читать далее