- 11.11.2016
- 2823 Просмотра
- Обсудить
В марте 1933 года на выборах в Рейхстаг в Германии победила Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) под руководством Адольфа Гитлера. Историки спорят о роли пропаганды в ее победе. Одни говорят, что основную роль в этом сыграли пламенные речи фюрера, другие отдают лавры системе, которую выстроил Йозеф Геббельс. Но похоже, больше всего на общественное мнение в те годы повлиял Фриц Рейнгардт, функционер партии, открывший заочную «школу ораторов» (Rednerschule), в которой обучались пропагандисты НСДАП. Об этой организации и ее роли в победе партии на выборах рассказывает в своей статье, опубликованной в журнале Journal of Contemporary History, историк Торла О’Брин (Turlach О'Broin).
Фриц Рейнгардт родился в немецком городе Ильменау в 1895 году. Свою карьеру он начал агентом по продажам, и уже в 1919 году стал директором Тюрингской бизнес-школы. Рейнгардт вступил в ряды НСДАП в 1923 году и вновь подтвердил свое членство в ней в 1925 году, когда она была воссоздана после Пивного путча. Он стал сначала ортсгруппефюрером общины Хершинг, а потом гауляйтером Верхней Баварии и Швабии. В 1929 году заочная школа ораторов, созданная им, приобрела официальный статус в партии.
С 1930 по 1934 год Рейнгардт занимал должность Второго Рейхсляйтера по пропаганде — первым был Геббельс. Оба ведомства поначалу сотрудничали друг с другом, но потом стали остро соперничать (в основном они боролись за то, кто будет выпускать официальную информацию для пособий партийных пропагандистов). В 1934 году Рейнгардт передал свою организацию под крыло Министерства пропаганды Геббельса. Сам же он занялся тем, в чем разбирался лучше всего, — стал статс-секретарем Министерства финансов Германии.
Говорить и думать
Школа ораторов, которую создал Рейнгардт, была уникальной. Она сослужила хорошую службу НСДАП, обеспечив партии поддержку в сельской местности страны благодаря митингам и встречам, которые организовывали ее пропагандисты. Важно отметить, что, несмотря на необходимость заучивания слушателями курсов школы пламенных речей Гитлера и его основного труда Mein Kampf («Моя борьба»), обучение не ограничивалось этим.
Уроки Рейнгардта основывались на изучении статей и речей, публиковавшихся в нацистских газетах Wirtschaftlicher Beobachter и Völkischer Beobachter. Ученикам необходимо было не только зазубрить материал, но и перефразировать его, а также понять принцип выведения умозаключений, приведенных в нем. К четвертому месяцу обучению студент был обязан уметь произнести двухчасовую речь, пользуясь ограниченным количеством вспомогательных записей. Ко времени своего первого публичного выступления он уже мог заучить текст, состоящий из 34 абзацев за 100 часов. Новый пропагандист читал свою первую речь в присутствии руководителя, причем в том регионе, где до этого момента не выступал ни один другой национал-социалистический спикер.
Если, по мнению своего наставника, ученик справлялся с задачей, он начинал готовить свое второе выступление, а потом читать речи четыре раза в месяц в течение восьми месяцев. При этом темы для всех пропагандистов были общие, их составлял Рейнгардт. К концу курса студент заучивал наизусть две двухчасовых речи и выступал как минимум 30 раз. Благодаря непрекращающемуся потоку новых спикеров, хорошо подготовленных как к выступлению, так и к дебатам, национал-социалисты склоняли на свою сторону жителей Нордхайма, Марбурга, Штеттина, Хаммельбурга и других небольших немецких городов.
В положениях курса говорилось о том, что ученик обязан в точности исполнять все указания, приведенные в нем. Например, во втором уроке июньского курса 1931 года было написано: «Абсолютно необходимо следовать всем моим инструкциям и комментариям. Каждое отклонение от текста уменьшает шанс на успех. Не думайте, что то или иное положение может быть не важно». Рейнгардт часто напоминал своим студентам, что они проходят его курс, поскольку это является их «долгом перед Германией», а значение «жертвы», которую они совершают, «трудно преувеличить».
Rednerschule не только занималась обучением ораторов. Она помогла зафиксировать правую идеологию НСДАП, в особенности относительно всего, что касалось экономики. В материалах, которые изучали студенты, не было ни намека на левую политику, которую продвигали в партии Роберт Лей и Рейнхольд Мухов. Согласно текстам Рейнгардта, капитал и тяжелая промышленность должны были остаться в частных руках.
В то время как политика НСДАП того времени представляла собой мешанину из популистских идей, курсы Рейнгардта структурировали информацию и преподавали ее в последовательном виде. Они придали партийной пропаганде вид единой дисциплины и обрисовали предназначение организации для широкой публики. Благодаря пропагандистской машине Рейнгардта, немцы оказались хорошо подготовлены к демонтажу демократических институтов, который произошел после прихода Гитлера к власти.
Аргументы и факты
Рейнгардт также обучал спикеров партии тому, как правильно парировать доводы противников. Например, в пятом уроке июньского курса 1931 года обсуждалась правильная реакция на речь «В преддверии Третьего Рейха», произнесенную баварским премьер-министром, социалистом Вильгельмом Хегнером. Каждый абзац ее текста был снабжен комментарием, написанным лично Рейнгардтом.
Хегнер сделал несколько очень точных предсказаний относительно судьбы Германии. Он говорил, что нацисты не будут признавать верховенство права, уничтожат профсоюзы и разграбят их деньги, и предрекал, что Гитлер приведет страну к гибели. Рейнгардт рекомендовал слушателям курса отвечать на тезисы речи Хегнера насмешками и вступать с противниками в полемику.
Так, если баварский социалист говорил о том, что именно Социал-демократическая партия Германии ввела восьмичасовой рабочий день, то на это предлагалось отвечать: «Восьмичасовой рабочий день? Огромное преимущество! Более того, для миллионов людей рабочий день теперь длится ноль часов. Народная благодарность должна быть в восемь раз больше».
Экономика была той сферой, в которой Рейнгардт выступал экспертом. Учитывая, что последовательной экономической политики в Веймарской Германии практически не было, для него открывалось богатое поле деятельности. Что касается расистских, антисемитских и внешнеполитических максим, упоминавшихся в курсах, то все они были взяты из «Моей борьбы» Гитлера. Там, где это было возможно, в проблемах, волнующих население, обвиняли евреев.
Но обычно уроки начинались с объяснения недавнего экономического кризиса, роста безработицы и проблем с бюджетом. Все это связывалось с некомпетентностью правящей Социал-демократической партии, а также с необходимостью выплаты Германией репараций за участие в Первой мировой войне. Все это подкреплялось антисемитизмом, так как, по мнению составителя курсов, злоключения немецкого народа следовало объяснять еврейским заговором.
Впрочем, расовая теория нацистов мало интересовала Рейнгардта. Расистские статьи содержались в курсах, однако они обычно приводились без комментариев и переработки. Разговор всегда возвращался к экономике, она стояла во главе угла и именно с экономической точки зрения начиналось освещение той или иной проблемы очередного урока.
Машина победы
Национал-социалисты, благодаря Рейнгардту, представляли себя перед публикой как партию порядка, силы и эффективных решений. Они обещали вывести страну из «демократического тупика» и установить авторитарную власть, что обеспечило им поддержку консервативных элит. Кроме того, их риторика была близка и широкому спектру избирателей, для которых демократия прочно ассоциировалась с бесконечным кризисом в Германии.
Школа Рейнгардта является символом способности национал-социалистов самоорганизовываться. Ее ученики последовательно внушали населению, что НСДАП необходима для страны. Rednerschule была необычной для нацистов организацией. В то время как визуальная пропаганда НДАП в основном играла на сентиментальных чувствах немцев, ностальгирующих по своему великому прошлому, Рейнгардт не придавал этому моменту большого значения.
Он показывал, как дух национал-социализма может быть преобразован в политику, причем делал это без существенных финансовых затрат. Он обещал стране процветание, а не военную мощь и не делал упор на расовую стратегию НСДАП, что позволило партии быть привлекательной среди всех групп населения. Без его стараний у нацистов вряд ли бы получилось прийти к власти в результате демократических выборов.
Для того чтобы показать, насколько эффективна была организация Рейнгардта, достаточно привести один пример. За 15 месяцев работы в общине Обервестервальд (находится близ Франкфурта) в 1929 году член партии под кодовым именем «Молот» смог увеличить долю одобряющих политику НСДАП жителей региона с 1,8 процента до 24 процентов.
Подписывайтесь на наш Telegram, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
По материалам: https://lenta.ru/articles/2016/11/11/nazi_great_again/
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Читать далее