- 15.04.2015
- 2717 Просмотров
- Обсудить
Официально Янтарная комната оценена более чем в 50 миллионов долларов. Но на самом деле этот шедевр искусства мирового уровня бесценен. Он создавался упорным трудом нескольких поколений великих мастеров и, по меньшей мере, семь монархов заботились о его создании и сохранении. Воссозданная сегодня в России Янтарная комната поражает своим грандиозным великолепием, а сердца многочисленных исследователей-кладоискателей учащенно бьются при очередном слухе о возможном местонахождении оригинального шедевра.
Куда пропала Янтарная комната?
В 1701 году взошедший на престол король Пруссии Фридрих I вместе с супругой Софией-Шарлоттой озаботились перестройкой своей столицы, желая превратить свою летнюю резиденцию Литценбург во дворец, ничем не уступающий французскому Версалю. Разработка проекта была поручена архитектору Эозандеру. С высочайшего одобрения, им было предложено создание янтарных панелей для облицовки одной из комнат дворца. Начал работу по созданию янтарных панелей архитектор прусского королевского двора Андреас Шлютер, в помощь ему датский король Фридрих IV милостиво отпустил «художника и янтарных дел мастера его датского величества». Не дождавшись окончания работ, в 1709 году София-Шарлотта умерла, а Фридрих 1 решил украсить янтарными панелями галерею во дворце Ораниенбурга.
Во время одного из визитов в Берлин, российский император Петр I имел возможность видеть уже практически готовые панели, и они привели его в необыкновенный восторг, им тут же было высказано желание иметь подобное. Судьба распорядилась так, что королю Фридриху I не судилось увидеть смонтированную диковинную галерею, так как он скончался в 1713 году.
Следующим прусским королем Фридрихом-Вильгельмом I, человеком весьма скупым, после коронации в 1713 году были отменены все дорогостоящие ранее начатые проекты, но янтарные панели все-таки были установлены в одном из кабинетов берлинского королевского замка. Позже Фридрих-Вильгельм I в качестве дипломатического дара преподнес янтарный набор императору Петру I, который не мог забыть диковину с прошлого визита.
В 1717 году с величайшей осторожностью в Петербург был доставлен «янтарный убор» в восемнадцати больших и малых ящиках, к нему прилагалась инструкция по распаковке и сборке. В качестве благодарности, российский император отправил для пополнения Потсдамской гвардии пятьдесят пять гренадеров исполинского роста.
Нужно объяснить, в чем собственно состояла необычайность данных панелей. Ну, во-первых, материальная ценность - в те времена даже необработанные кусочки янтаря, имеющие вес более 75 г, оценивались на вес серебра. Во-вторых, трудно найти материал более неподходящий для отделки стен. Он крайне редко встречается крупными кусками, к тому же имеет огромное разнообразие оттенков и степени прозрачности. Обычно янтарь употребляется для мелких изделий - мундштуков, набалдашников для тростей, четок, бус, брошей.
Созданный мастерами янтарный кабинет - единственный пример использования этого камня для облицовки значительных поверхностей. Данная работа оказалась такой дорогой и трудоемкой, а само изделие столь непрочным и капризным, что никогда более подобные идеи не реализовывались. Современные реставраторы, которые воссоздавали Янтарную комнату, убедились, что янтарная мозаика болезненно реагирует на перемены температуры и влажности, норовит отслаиваться от деревянной основы, коробится и осыпается. Сегодня появилось предложение отгородить янтарные стены высокими стеклянными панелями, которые не будут препятствовать обозрению шедевра, но за которыми можно будет поддерживать особый микроклимат.
И вот Янтарный кабинет оказался предметом гордости российского императорского двора. В 1743 году Елизавета, дочь Петра I, приказала разместить янтарные панели в строящемся Третьем Зимнем дворце, для их монтажа и частичного ремонта был приглашен итальянец А. Мартелли. Поскольку новое помещение было значительным и панелей явно не хватало, то архитектором Ф.Б.Растрелли было принято решение о дополнении интерьера зеркалами и расписанными «под янтарь» панно. Позже, в 1745 году, добиваясь расположения Елизаветы Петровны, прусский король Фридрих II, преподнес царице еще одну специально для нее изготовленную янтарную панель.
С 1746 года собранная Янтарная комната стала служить местом для официальных приемов. В 1755 году комната была перенесена в новый Большой (сегодня Екатерининский) дворец в Царском селе. Там для нее был отведен зал площадью 96 квадратных метров, где Ф. Б. Растрелли также прекрасно справился с размещением панелей по прежнему принципу (с зеркалами и панно).
В 1770 году Янтарная комната была окончательно выполнена. Для этого специально приглашенные зарубежные мастера изготовили много дополнительных различных панелей и деталей, на что ушло 450 кг янтаря. На четырех больших панно комнаты была установлена флорентийская мозаика из цветных камней, специально заказанная для этого во Флоренции, которая изображала аллегории пяти чувств. В комнате разместили маленький янтарный столик, наборные комоды русской работы и витрины с одной из самых больших в Европе коллекций изделий из янтаря XVII-XVIII веков.
Уникальное янтарное чудо требовало постоянного наблюдения и мелких реставрационных работ, для этого при Янтарном кабинете состоял специальный служитель. Помимо постоянного поддержания, за период существования комнаты было выполнено четыре крупные реставрации. В 1830 – 1833 годах, в 1865, 1893, и в советское время в 1933 – 1935 годах. Планировалась реставрация и в 1941 году.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Стремительное наступление фашистских войск, в частности в ленинградском направлении, определило большую поспешность эвакуации. Поскольку Янтарная комната была сложно смонтирована на деревянных панелях 3-х метровой высоты, быстро разобрать ее и вывезти, не разрушив, практически не представлялось возможным. Янтарные панели побоялись снимать со стен, их оклеили несколькими слоями ваты, бумаги, ткани, в надежде , что никто не доберется. Понятно, что это не помогло. Расположившиеся во дворце немецкие солдаты обнаружили комнату и абсолютно по-варварски начали добывать себе трофеи, выламывая из стен куски облицовки, в результате чего она серьёзно пострадала. Одним из немецких унтер-офицеров была украдена и вывезена на родину одна из флорентийских мозаик, где она сохранилась до наших дней и была возвращена в 2000 году России немецкими властями вместе с также вывезенным янтарным комодом 1711 года.
Неизвестно, что могло остаться от комнаты, если бы вовремя не приехали ответственные за изъятие музейных ценностей в захваченных странах граф Солмс-Лаубах и капитан Поенсген , которые организовали охрану от своих же солдат и офицеров. Специальная команда аккуратно демонтировала интерьер зала и в 27 ящиках на грузовиках, а затем по железной дороге , вывезла сокровища в Кенигсберг. Там интерьер был собран в Королевском замке и до второй половины 1944 года экспонировался в качестве «национальной прусской святыни».
Стремительное приближение советских войск вынудило нацистское руководство экстренно прятать ценные вещи, в том числе и Янтарную комнату. Какое то время разобранная и упакованная, подготовленная к эвакуации комната находилась в Кенигсберге. Потом советские войска отрезали город от материковой части Германии, и возможность благополучно вывезти сокровища стала предельно мала. Осталось несколько вариантов- вывезти морем, по воздуху или прятать в городе. Вывозить груз любым транспортом было крайне рискованно. Воздушное пространство контролировалось советской авиацией, море кишело английскими и советскими подводными лодками, не оставлявшими не малейшего шанса кораблям благополучно уйти. Поэтому большинство экспертов склоняется к мнению, что , скорее всего, сокровища спрятаны в Кенигсберге или его ближайших окрестностях, известно, что город имел громадные подземные коммуникации, как древние, так и современные. В дополнение к существующим, с конца 1944 года нацистами были построены тайные бункеры, некоторые из них были обнаружены впоследствии, а часть не найдена до сих пор.
По свидетельству барона Эдуарда фон Фальц-Фейна , русского эмигранта с фамилией Епанчин по матери, который вошел в историю своими знаменитыми поисками Янтарной комнаты, последним комнату видел офицер вермахта Георг Штайн 28 января 1945 года. Это были 80 ящиков с упакованными янтарными панелями, которые находились в подвале церкви под Кенигсбергом.
После войны в 1946 году в Кенигсберге, который стал уже Калининградом, работала экспедиция советских специалистов под руководством А.Я.Брюсова, в составе которой находился и А.Кучумов, ранее работавший в царскосельском Екатерининском дворце. В разрушенных и сгоревших во время бомбежек руинах экспедицией были обнаружены остатки сгоревших ящиков и иные фрагменты и это дало повод думать, что та же участь постигла и саму Янтарную комнату. Буквально через несколько месяцев, другими специалистами-исследователями был сделан вывод, что в данном месте Янтарная комната сгореть не могла, так как в плитах облицовки было большое количество различных металлических изделий, которые на пожарище не были найдены, а бесследно сгореть никак не могли. Так с тех пор безуспешно ищут Янтарную комнату. К настоящему времени ее следы «находили» примерно в ста различных местах, и каждый раз для этого строились убедительные версии почему именно там следует искать - и в Австрии, и в Чехии, и в Германии, ну и конечно в Калининградской области. В Советском Союзе в 1958 году было принято решение придать огласке данные по поиску, до этого времени держащемуся в секрете.
В газете «Калининградская правда» опубликовали статью о возможности нахождения Янтарной комнаты в одном из секретных бункеров города и просьбу к читателям поделиться возможной информацией , если таковая имеется. Было выдвинута версия что под улицами Шевченко и Пролетарской (бывшими Юнкерштрассе и Французишенштрассе) есть подземный ход, который ведёт к бункеру генерала Отто фон Ляша.
Со всего мира стекались возможные предположения. В 1967 году Эрих Кох, бывший гауляйтер Восточной Пруссии , который в это время отбывал пожизненное заключение в тюрьме польского г.Барчев, в интервью местной газете «Дзенник людовы» рассказал , что Янтарная комната спрятана в бункере под одной из кенигсбергских кирх – на Понарте. Сейчас это церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Незадолго до своей смерти, Кох отказался от прежних показаний и объявил, что Янтарная комната была вывезена через Пиллау (теперь Балтийск) в Центральную Германию одновременно с саркофагами с останками П. Гинденбурга, Президента Германии с 1925 по 1934 год, и его жены.
По свидетельству некоего поляка Богушевича, работавшего в январе 1945 года в Кенигсбергском порту шофером, на лайнер «Вильгельм Густлов» были погружены какие-то внушительных размеров ящики, позже это судно было торпедировано советской подводной лодкой. Судно и теперь лежит на пятидесятиметровой глубине в двадцати милях от косы Хель недалеко от Штолпмюнде. В западногерманской газете «Ди Вельт» в 70-е годы появилась статья, которая утверждала, что в тот последний рейс на борту лайнера действительно погрузили ящики с Янтарной комнатой. В 1961—1976 годах на затопленное судно аквалангистами из Гданьского политехнического института было предпринято несколько экспедиций, в ходе которых были обнаружены помимо скелетов и ящиков с оружием, следы явно недавнего чьего-то посещения - в одном месте борт «Густлова» был прорезан автогеном. Кто пытался проникнуть внутрь погибшего лайнера и что там искали выяснить не удалось.
По одной из версий поиски Янтарной комнаты нужно активно проводить в Вильдхофе, имении Берты фон Шверинг, куда в январе 1945 года профессором А.Роде были направлены ценности по распоряжению гауляйтера Э. Коха. На территории этого имения, что неподалеку от города Дзиково северо-восточнее Ольштина в Польше, существует разветвленная сеть обширных подземных коммуникаций, а вход в них в результате «случайного» взрыва завалило в сентябре 1945 года.
Интересна судьба одного энтузиаста-кладоискателя Георга Штайна. Изучив массу документов и показаний свидетелей, им была выдвинута следующую гипотезу. В апреле 1944 года командой под управлением обергруппенфюрера СС Каммлер было перевезено большое количество ящиков ценностей из Кенигсберга в соляные копи «Граслебен» у Хельмштадта. Позже там они были обнаружены и вывезены в американскую зону оккупации специальной командой, организованной армией США для поисков произведений искусства на территории третьего рейха. Его вывод - Янтарную комнату нечего искать в Европе, ее следы теряются в Америке и тщательно засекречены. Версия Штайна была ничем не лучше и не хуже других, если бы не некоторые странности , происходящие в его жизни. Так известно, что в июне 1987 года Штайн поступил в больницу города Штанберга с различными ранениями. По утверждению потерпевшего, его подвергли физическим пыткам, применяли наркотики и все потому что он, якобы, знает, где находится Янтарная комната. Проведенное полицией расследование выяснило, что Штайн и раньше попадал в больницу со вспоротым животом. Почему то решили, что Штайн сошел с ума и сам пытается себе сделать «харакири». Через три недели после выписки из больницы труп Штайна обнаружили в лесу, он умер от от обширной резаной раны живота. Полиция назвала это самоубийством.
Вездесущие журналисты обнаружили среди бумаг в квартире Штайна странную записку: «Я нашел новый след, я подошел к тайне почти вплотную!» Но это не все, через короткое время последовала смерть Пауля Энке, в прошлом полковника Штази, который с 1953 года тоже разыскивал Янтарную комнату и был не просто знаком со Штайном, а и поддерживал с ним тесные контакты. Может давних товарищей Штайна и Энке устранили потому, что они действительно приблизились к разгадке тайны. Потоки версий не иссякают до сего дня.
Возможно Янтарная комната действительно погибла в перипетиях войны. Но все-таки хочется верить и надеяться , что когда-нибудь она найдётся.
Подписывайтесь на наш Telegram, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Читать далее
Читать далее