- 24.08.2022
- 948 Просмотров
- Обсудить
В 1905 году немецкий социолог и экономист Макс Вебер издал научный труд «Протестантская этика и дух капитализма». В этой книге он объяснял успешность капиталистического строя его тесной спайкой с верой протестантов.
Сегодня, конечно, мы понимаем, что дело было не только в новом понимании заповедей Иисуса Христа. Но, несомненно, вера помогла людям третьего сословия, считавшегося «подлым», почувствовать дух предпринимательства и создать общество равных возможностей.
Революция души
С конца XV века католическая Европа испытывала глубокий кризис. Прежняя церковная установка, ориентированная на полное подчинение отправлявшим требы священникам, терпела крах. Всё началось с Джона Уиклифа, Яна Гуса и Мартина Лютера. Первый, живший ещё в XIV веке, ругал на чём свет стоит нравы современного ему духовенства. И для того, чтобы Слово Божие было равно доступно как церковному иерарху, так и простому земледельцу, перевёл Библию на английский язык.
Второй ратовал за очищение церкви от алчных священников и запрет симонии, яростно нападал на мирян, не желающих думать самостоятельно и во всём подчинявшихся людям в рясах, как будто ряса гарантирует чистоту помыслов и чистоту души.
Третий пошёл ещё дальше: в 95 тезисах изложил своё несогласие с официальной церковной доктриной. С этого и началась эпоха Реформации, которая в считанные годы вымела из германских княжеств прежний католический дух. В Англии — к ужасу и ярости папы — борьбу с католицизмом затеял сам король Генрих VIII, который разорил католические монастыри, выгнал католических священников на континент и вместо этого учредил англиканскую церковь. А в крохотной Голландии и вовсе произошла первая в мировой истории буржуазная революция. И элитой общества провозгласили себя не урожденные пэры, а простые мастера и торговцы из какого-нибудь Брюгге или Брилле. Представляете, как на такую пакость реагировали испанские короли, под властью которых до того пребывали нидерландские провинции? Или те же короли, которые вдруг потеряли все лютеранские германские земли? Они посылали войска, а результат был нулевой.
В 1648 году после череды войн наконец-то был заключён Вестфальский мир. Победили протестанты. По ту сторону пролива в январе 1649 года первый христианский монарх, по католическому пониманию помазанник Божий, был и вовсе отправлен на плаху.
Да, тяжёлые дни настали для католиков. Зато протестанты ощущали, что выбор был сделан ими самостоятельно и правильно. Иначе бы не видать им победы. Ведь были они не какие-нибудь атеисты, а хорошие христиане. И они ничуть не сомневались, что победа — это воздаяние за чистоту веры и праведную жизнь, в которой нет места праздности.
Праведная жизнь
Все свои этические нормы протестанты почерпнули из самого авторитетного источника — Библии. Её они читали, вникая в каждое слово. И совсем не так, как это делали католики, полагаясь на толкование Священного Писания святыми отцами. Библия, считали они, должна пройти сквозь сердце каждого человека, стать его личным ориентиром, а не просто набором слов, которые для большинства ничего не значат, поскольку любой грех можно замолить или приобрести индульгенцию. В католической церкви индульгенции продавались даже на будущие грехи. Для протестантов это было искажением как Писания, так и Евангелий. Своего Христа они носили в собственном сердце, а грехов старались не совершать, даже небольших.
Они ведь были не знатными сеньорами, а простыми людьми, привыкшими к труду и с постоянно занятыми руками. Так что праздность в протестантской среде считалась страшным грехом.
К деньгам в мире лавочников и крестьян относились с почтением. Они пользовались правилом: копейка рубль бережёт, то есть экономили на том, что не было необходимостью. Не носили дорогой одежды, не ели дорогой пищи, вкладывали средства в дело, даже если это были незначительные средства.
Но и зарабатывать деньги только ради денег считалось среди них большим грехом. Если труд приносит благо, то любая профессия благословенна. И любое дело следует делать хорошо, честно. Нельзя обогащаться, обманывая других, ибо сказано в Библии: «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные». Нельзя не выплачивать работникам заработную плату, потому что в Библии есть и об этом: «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра». А ко всему прочему наёмный работник — человек зависимый, над ним нельзя «господствовать с жестокостью».
Для того чтобы работники не перетруждались, у протестантов было принято трудиться от света до темноты, использование искусственного освещения считалось расточительством. Они в обязательном порядке соблюдали один выходной день в неделю, библейскую субботу, поскольку Бог создал мир за шесть дней, а в седьмой день Он отдыхал. В день отдыха была запрещена любая работа в доме, даже еду готовили заранее. Но день отдыха они не проводили в праздности: когда не заняты руки, занят ум. Этот день был посвящён размышлениям о душе, чтению священных текстов, посещению церкви и тому подобное.
И ещё они всегда находились на виду друг у друга, так что делать неблаговидные поступки, вести себя аморально попросту не получалось. И первые протестантские состояния были заработаны честным трудом. В их среде уважение вызывала не модная шляпка или золотые украшения, а красные и загрубевшие от работы руки. Так что протестантский капитализм базировался на вере, а нарушать заповеди веры — это погубить
Дорога в рай
Вебер считал, что в протестантской среде, породившей капитал, своего рода «маячки» показывающие, насколько выбранная тем или иным человеком дорога. Если какая-то деятельность не приносит материальных плодов, то либо работник ленив и нерадив, либо это не та деятельность, которой ему надлежит заниматься. Сам Бог показывает, что дорога выбрана неправильно, она не ведёт к цели, поскольку цель у всех одна — достижение благосостояния. Заниматься трудом, не дающим ни радости, ни денег, — это всё равно, что толочь воду в ступе. Совершенно бессмысленно. Зато если какой-то труд приносит прибыль — это очень хороший знак, так Бог показывает свою любовь.
Вебер не любил ни аскетизм, ни фанатизм, поэтому он не чтил Лютера, зато испытывал огромное уважение к «капиталисту» Кальвину — строгому, скупому, рациональному. Если искать теоретические истоки капитализма, то, конечно, на первом месте окажется именно Кальвин. Тот считал накопительство чуть ли не 11-ой заповедью, данной Богом. А от пожертвований на бедных морщился, как от зубной боли, — нищие потому и нищие, что легкомысленны и расточительны, и Бог их не любит. Нищета — это оскорбление Бога, нищий — камень на шее ближних, а исток нищеты — лень. Лучшее, что Кальвин говорил нищему: иди и трудись.
Со временем, конечно, религиозные идеалы в раннекапиталистическом обществе отошли на второй план. На первом оказалась нажива. К XVIII веку только самые патриархальные протестантские общины продолжали следовать этике «чистого», библейского капитализма. В основной массе в странах, где протестантизм стал ведущей конфессией, строгие моральные и этические принципы сошли на нет. А потом и вовсе восторжествовал принцип «деньги делают деньги и приносят безбедное существование». Так что забудьте о шляпках, которые нельзя носить, зеркала, в которые нельзя смотреть. Если Бог выбирает праведников по уровню благосостояния, то ясно, кого туда возьмут в первую очередь. Можно просто открыть список богатейших людей Forbes и ознакомиться.
Журнал: Загадки истории №34, август 2022 года
Рубрика: Религии мира
Автор: Елена Филиппова
Подписывайтесь на наш Telegram, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Читать далее