- 03.07.2017
- 1731 Просмотр
- Обсудить
Поиск реликтов древних цивилизаций всегда сопряжен с определёнными рисками. Эти риски имеют как физическое, так и мистическое основания. Зачастую единственное, что сохраняется от древней цивилизации – это остатки строений или захоронения. Оставляя после себя те или иные ценности, древние, как могли, заботились о том, чтобы их достижения не стали добычей всех людей авантюрных профессий – от банальных грабителей до исследователей. И чем масштабнее и величественнее было то или иное творение, тем выше была его степень защиты от посторонних.
Особо следует отметить обеспокоенность людей, живших до нас, в сохранности своих захоронений. Большинство древних культов, проводя ритуалы захоронения, отправляло вместе с покойником в «иной мир» вещи (а иногда и существа), близкие ему. Иногда дело доходило до совсем уж варварских действий – как то умерщвление всей прислуги или гарема наложниц и тому подобное. Остатки этих традиций и сейчас живы в некоторых современных государствах. Например, в Индии до сих пор на законодательном уровне не препятствуют супругам проследовать на погребальный костёр вместе со своей умершей половиной. За окном XXI век, Индия – ядерная и космическая держава с бурно развивающейся промышленностью, но в ней практикуется подобная дикость.
Немаловажную роль в защите захоронений от разграбления играли не только разнообразные обманные приёмы или ловушки, установленные в гробницах, но и сознательно распространяемые слухи о неминуемом возмездии мёртвых за такое надругательство над их вечным сном. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: практически у всех культур были определённые табу на любые действия, совершаемые над останками умерших.
Одним из таких эпизодов, когда «возмездие» умерших достигало, якобы, своей цели было Проклятие фараонов – смерть в течение нескольких лет ключевых фигур, участвовавших во вскрытии гробницы Тутанхамона.
Это захоронение, несмотря на свою относительно небольшую (по меркам Древнего Египта) ценность было единственным полностью сохранившимся захоронением египетского фараона. Ценность же его для современной науки была просто огромной. Помимо драгоценностей и золота, чей суммарный вес превышал 300 килограмм, в гробнице были найдены рисунки и надписи, полившие свет на множество интересных фактов из истории Египта. Сенсация была настолько оглушительной, что возбудила огромный интерес не только среди историков и археологов, но и вызвала огромный приток туристов и искателей сокровищ в Египет.
Но то, что произошло в ближайшие годы, существенно охладило пыл не только людей суеверных, но и вполне себе здравомыслящих личностей. Из примерно полутора десятков участников вскрытия гробницы пятеро умерли в течение года после вскрытия, ещё трое в ближайшие 3 года и четверо в течение 7 лет. Дошло до того, что узнав об этих событиях, Муссолини лично распорядился об удалении одной из подаренных ему древнеегипетских мумий из римского музея.
Все смерти носили мало того, что внезапный, но и весьма таинственный характер. Причина некоторых не выяснена до сих пор. Эти события нашли отражения во многих художественных произведениях и дали обильную почву для размышлений не только научному сообществу, но и огромному числу всяческих мистиков и шарлатанов.
Однако, если критически посмотреть на обстоятельства гибели этих людей, то становится ясно, что ничего сверхъестественного в этих событиях нет. Из умерших большинство было возрастом за 70 лет, другие имели хронические заболевания, например, туберкулёз. Кроме того, один из них, застреленный собственной супругой, по свидетельствам, задолго до раскопок мумии имел с ней плохие отношения. И так далее. То, что всё так случайно совпало именно с мумией Тутанхамона не должно вводить в заблуждение – в Египте было найдено более 800 мумий, и больше ни с какой не случалось подобных драматических событий.
Интересно также то, что популяризатором легенды о Проклятии фараонов был некто Артур Вэйгалл. Он всячески «набрасывал» в своих статьях новые «факты», касающиеся Проклятия, в беседах с археологами и египтологами всегда упоминал о нём и вообще, вёл себя как типичный пропагандист. Однако, как выяснили позже, Вэйгалл купил у спонсоров экспедиции право единолично освещать события, связанные с гробницей Тутанхамона, лишив других редакторов и журналистов права писать о них. Впрочем, судьбы сыграла с ним злую шутку. Когда он умер (лет через 12 после вскрытия гробницы), с лёгкой руки какого-то журналиста Вэйгалла также отнесли к жертвам Проклятия.
Не менее интересен случай с проклятием короля Казимира. Польский король Казимир II жил в 14 веке и был похоронен в склепе в Кракове. Его склеп был открыт во второй половине прошлого века, и буквально в течение года 12 из 14 участников исследования умерли. Впрочем, тут всё оказалось ещё прозаичнее, чем с фараоном. Судебно-медицинская экспертиза достоверно установила причину смерти археологов: поражение органов дыхания плесневым грибком. Подземелья Кракова это не Восточная Сахара с сухостью воздуха и температурой +50 градусов; в климате Египта не выжили бы ни грибы, ни болезнетворные бактерии, а в Кракове – запросто.
И, тем не менее, проклятия древних всё-таки имеют какую-то свою силу, поскольку даже сейчас, даже несмотря на старания вандалов, типа «чёрных археологов», остаётся огромное количество захоронений и погребальных сооружений, которые остаются нетронутыми. Впрочем, у этого феномена тоже есть своё объяснение – большинство сохранившихся погребальных курганов относятся либо к позднему Бронзовому веку, либо к раннему Железному, либо к началу Средневековью. А в эти периоды похоронные церемонии не подразумевали укладки в последнее пристанище человека каких-либо украшений. Максимум, что можно в них найти – повседневные вещи покойных и жертвоприношения в виде скелетов домашних животных. Ради такой добычи нелегальные копатели не будут перелопачивать десятки тонн земли.
Подписывайтесь на наш Telegram, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.