- 09.08.2016
- 1646 Просмотров
- Обсудить
Нан-Мадол относится к тем чудесам света, в отношении которых всегда больше вопросов, нежели ответов. Максимум, что имеют ученые, это догадки и предположения, основанные на визуальном осмотре.
Что представляет из себя Тихоокеанская Венеция он же Нан-Мадол? Это 92 рукотворных острова, воздвигнутых из базальтовых колонн на коралловом рифе. Общая площадь сооружения — 130 гектаров. Длина отдельных островов доходит до 100 метров, а вес отдельных базальтовых деталей — до 10 тонн. Островки сделаны не целиком из базальта. Из колонн, или, вернее сказать, балок выложены стенки островков, а внутренняя полость до краев заполнена коралловым щебнем.
Атолл, на котором построен Нан-Мадол, носит название Темвен (Temwen Island) и является одним из самых маленьких клочков Каролинского архипелага. По размерам Темвен сопоставим с Ватиканом — 0,44 километра, и практически всю его площадь покрывают руины древнего города. Из дошедших до нас развалин ученые выделяют главное здание с террасами, святилище, тюрьму и несколько второстепенных построек.
И вот с этого самого места начинаются вопросы, загадки и теории. Кто, зачем и когда построил Нан-Мадол? Древние микронезийцы, жаждущие отобрать славу у египетских пирамид и мегалитов Америки? Возможно, если бы они знали об их существовании, обладали необходимым багажом знаний, современной техникой и четким планом столь грандиозного строительства. Если бы, если бы...
Предположительная датировка фундаментальной стройки также внушает скепсис. По вполне официальному мнению многих ученых, Нан-Мадол был построен между 1285 и 1485 годами. Причем хочу обратить внимание — нашей эры, то есть возводили Нан-Мадол каких-то — ничтожных по меркам истории — 500 лет назад. Столь «конкретное» утверждение было сделано на основе анализа кусочка древесного угля, найденного под одной из базальтовых плит, и внушает вполне понятные сомнения.
ОТКУДА БОГАТСТВО?
Далее — предмет не менее интересный и куда более актуальный в условиях кризиса: платина! Во время японской оккупации (1919-1939) основной статьей экспорта Каролин были не жемчуг, копра и ванилин, а чистейшая платина, груды которой обнаружили на морском дне рядом с главным островом Понапе.
На драгоценный металл, причем в готовом, аккуратно отлитом виде, наткнулись японские пловцы, оснащенные аппаратами для подводного плавания. Откуда взялось это богатство? Большой вопрос. Особенно если учесть, что нигде поблизости не нашлось даже намека на месторождение металла.
Но задолго до того, как Японии достался этот шикарный бонус, легенды о несметных сокровищах Каролин будоражили сознание многих. Охотники за кораллами рассказывали истории о подводных дорогах, каменных арках и монолитах, которые они видели на дне моря.
Писатель, автор книги «Необъятный океан» Герберт Риттлингер, исследовавший южные районы Тихого океана, пришел к выводу, что много тысячелетий назад Каролинский архипелаг был центром высокоразвитой цивилизации. Цивилизации, которая испытала нечто гораздо более страшное, чем падение мировых цен на нефть...
ФЕДЕРАТИВНЫЕ БАНАНОВЫЕ ШТАТЫ
Официально первый белый человек, ступивший на Каролинские острова, и остров Темвен в частности, был родом из Португалии. Педро Фернандес де Кирос прибыл сюда на всех парусах в 1595 году. За короткую современную историю эта земля познала многочисленных миссионеров, ей пришлось пережить не один десяток восстаний и она почти привыкла переходить из рук в руки. В течение 400 лет архипелаг поочередно принадлежал испанским, немецким, японским и, наконец, американским благодетелям.
Мы прилетели на Каролинский архипелаг в марте 2012 года. Одного взгляда на столичный аэропорт островной державы хватило, чтобы составить представление об инфраструктуре и уровне жизни всей страны. Следующий взгляд — на местных жителей — дал понять и другое: каменный город из базальта строили явно не их предки. Первое впечатление от увиденного — разочарование, первое состояние — недомогание от 35-градусной жары.
Номер люкс в гостинице порадовал телевизором, душем и холодильником, заботливо упакованным колой и пивом. Вечерняя прогулка по главному острову формирует окончательное впечатление, а единственная предполагаемая радость — обольстительные туземки в набедренных повязках — оказывается не более чем сказкой.
Все микронезийки как на подбор в джинсах и очень далеки от совершенства... Поэтому фотоаппарат убираем в чехол и, к моей великой радости, знакомимся с чехами, прилетевшими пять дней назад из Праги. Вечер проходит за легким употреблением «Гиннесса», общением и ожиданием поездки на Темвен.
Новые знакомые приехали сюда за дайвингом и рыбалкой, но успели наследить и возле главных достопримечательностей: на острове Чуук, известном своим подводным музеем, и Лелу, где находится тоннельный комплекс, который использовался японцами во время Второй мировой войны. О Нан-Мадоле, разумеется, рассказ особый, из которого я с трудом понимаю половину слов. Что поделать — впечатления, эмоции, пиво...
В ТУМАНЕ ТАЙН
Зато утром мы уже сидим в дюралюминиевой посудине с мотором и на полных парах несемся к своей цели. Наш «капитан»—туземец лет 40, по манере управления лодкой вполне соответствует определению «отморозок». По узким каналам между островами архипелага моторка летит не хуже нашей маршрутки, и вскоре мы оказываемся перед Темуеном. Остров, на котором был воздвигнут Нан-Мадол, отличается от соседних клочков суши лишь наличием руин.
Но именно эти руины — загадочные, манящие — мгновенно приковывают к себе взгляд. Высеченные и обтесанные каменные глыбы вздымаются вверх. И у всякого, кто это видит, в голове возникает вполне закономерный вопрос: как эти базальтовые громадины оказались на этом острове, да еще и в таких количествах?
Ближайший карьер, откуда, судя по всему, бралось сырье, находится на Понапе, в 30 километрах от Нан-Мадола. Надо ли говорить, что вытесать, а затем и перетащить как минимум 450 тысяч каменных столбов на такое расстояние — достаточно нелегкая миссия. По силам разве что 50-тысячной армии рабочих. И то при условии, если трудиться здесь порядка 20 лет.
Предположение, что Нан-Мадол — дело рук туземцев, просто абсурдно ввиду малой численности населения и отсутствия необходимых технологий. Чтобы построить 10-метровую стену из 5-тонных камней, надо обладать чем-то большим, чем бамбуковые копья...
Кем же были эти неизвестные строители? Вот любопытный факт: в 70-х годах прошлого века среди руин Нан-Мадола хорошо похозяйничали американские археологи, которые обнаружили останки, похожие на человеческие, но больше обычных в два раза! Обнаружили, посмотрели и недолго думая закопали обратно...
Легендарные атланты? Или, может, пришельцы? Известный любитель инопланетян Эрих фон Дэникен в своей книге «Золото богов» широко освещает тему Нан-Мадола, и мне кажется, что во многом его догадки верны. Похоже, что много тысяч лет назад в Тихом океане действительно был континент, затонувший вследствие какой-то катастрофы. Его останки — последние верхушки — продолжают плавно уходить под воду. Его называют по-разному: Микронезида, Пацифида, таинственный материк Му...
Можно ли разгадать оставленные нам загадки? Перед фасадом главного здания Нан-Мадола есть еще одна занимательная вещь — колодец, ведущий, по преданиям туземцев, в другой мир, туда, где находятся гробницы великанов. Говорят, что этот колодец служит входом в тоннель, из которого можно попасть в подземный лабиринт под островом.
Приближаться к зияющей дыре не хочется, но любопытство берет свое. Один взгляд в чернеющую пасть — и невольно отходишь подальше. Гадать, что скрывает колодец, слишком поздно: вода поднялась чересчур высоко, чтобы спуститься вниз и добраться до истины.
Использование робототехники могло бы помочь, но на это нужны значительные средства и желание. Желания ученым и до кризиса-то не хватало. Серьезные исследователи, очевидно, игнорируют Нан-Мадол. А между тем руины древнего города да каменные истуканы на острове Пасхи — последние немые свидетели загадочной цивилизации...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осмотр Нан-Мадола занимает у нас несколько часов. Туземный экскурсовод, надув губы, молча отрабатывает свои деньги и перевозит нас с острова на остров. Руины утопают в зелени, а мы с другом в не менее ярких впечатлениях. Солнце, океан, кокосовые пальмы и... никакого кризиса. Я уже понял, почему мой экономически развитый товарищ предложил ехать сюда: здесь становится ясно, что весь этот финансовый коллапс создан и придуман людьми.
Нан-Мадол — больше не центр высокоразвитой империи, но он, как и раньше, стоит, несмотря на тайфуны и тропические ливни. Далекий людской мир еще не раз содрогнется от различных катаклизмов, а древний каменный город, пусть и в виде руин, будет жить, и в нем по-прежнему будут расти пальмы и петь райские птицы...
Уже поздно вечером, сидя в баре, мы делимся впечатлениями и наслаждаемся спокойствием и умиротворением. У Федеративных Штатов Микронезии хватает проблем, но, вместо того чтобы говорить о курсе доллара и безработице, местные жители едят бананы и обсуждают «Семь жизней Уилла Смита».
Работы здесь нет и так, а кризис означает разве что сокращение испытаний на американских полигонах. Отчасти грустно, что никто из них не помышляет ни о строительстве каменных городов, ни о выходах в море на пирогах и плотах из бальзы... Но тут опять берет слово мой друг: «Зачем им этим грузиться? Они счастливы, а нам главное помнить, что минус на минус всегда дает плюс...»
Андрей РУХЛОВ
Журнал "Все загадки мира" №2 2016
Подписывайтесь на наш Telegram, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Читать далее