- 22.11.2022
- 493 Просмотра
- Обсудить
Военная наука утверждает, что для победы необходимо знание сильных и слабых сторон противника, численности его войск и вооружений, совершаемых им маневров и занимаемых позиций. Поэтому неслучайно во все времена огромное значение имела разведка. С развитием авиации появился её новый вид — воздушная разведка.
Первый в мире разведывательный полёт был совершен 23 октября 1911 года итальянским пилотом во время итало-турецкой войны в Северной Африке. Опыт оказался весьма удачным. А с началом Первой мировой войны одной из основных задач авиации стало ведение разведки.
Летательные аппараты
К началу войны в России было 244 самолёта, и по этому показателю она занимала первое место среди воюющих держав. Второе место принадлежало Германии, в распоряжении которой было 232 самолета. Третье место занимала Франция с авиапарком из 138 аэропланов.
Самолётам образца 1914 года были свойственны такие недостатки, как небольшая дальность полёта, низкая бомбовая нагрузка и частые поломки. По этой причине в предвоенные годы наиболее подходящими для наблюдения за противником считались аэростаты и дирижабли, способные долгое время находиться в воздухе. Кроме того, дирижабли, особенно новейшие немецкие цеппелины, могли поднимать до восьми тонн боеприпасов, заходить в тыл противника и наносить бомбовые удары. Поэтому роль авиации сводилась главным образом к перевозке пассажиров и срочной доставке донесений.
Однако уже с первых дней войны стало ясно, что и аэростаты, и дирижабли из-за больших габаритов и низкой скорости оказались легко уязвимы для наземных средств обороны. К тому же аэростаты были неустойчивы при сильном ветре и позволяли вести наблюдение только в прифронтовой полосе.
В конечном итоге дирижабли стали использоваться для морского патрулирования и ночных бомбардировок, а в качестве воздушных разведчиков на первый план вышли самолеты.
Недоверчивые генералы
Самолеты-разведчики оснащались фотокамерами — довольно громоздкими механическими устройствами весом до 45 килограммов. Помимо большого веса они отличались ещё и сложностью процесса фотосъемки. Для получения четких снимков требовались умелое пилотирование и опытный оператор, которому приходилось после каждого снимка менять громоздкие стеклянные пластины, так как качественная фотоплёнка будет создана только в 1920-е годы. Хотя начали появляться первые образцы полуавтоматических и автоматических фотоаппаратов и портативных кинокамер, в целом скорость фотосъемки была довольно низкой, и значительную часть информации воздушные разведчики получали путем визуального наблюдения. А так как обработка аэрофотоснимков требовала определённого времени, а их дешифровка — специалистов, которых поначалу в войсках не хватало, то для оперативности пилоты нередко приземлялись на подходящую поляну и лично докладывали командиру части о результатах своих наблюдений за позициями противника.
Первые бортовые радиостанции стали устанавливать на самолёты в 1915 году, зачастую ограничиваясь одними лишь передатчиками из-за большого веса всего комплекта радиоаппаратуры. По этой причине в первые месяцы войны при обнаружении, например, вражеской артиллерии летчики сообщали об этом на землю разноцветными сигнальными ракетами или заранее условленными манёврами самолетов.
1 августа 1914 года (по новому стилю) Германия объявила России войну, и на следующий день захватила пограничный российский город Калиш. В ответ русская армия 4 августа перешла границу и начала наступление на Восточную Пруссию. Две недели спустя, потерпев поражение, немецкие войска стали отводить вглубь страны, а русское командование начало военную операцию с целью их перехвата и окружения. Маневрируя, обе стороны старались получить данные о передвижении войск противника всеми возможными способами, в том числе с помощью воздушной разведки. При этом её использование каждой из сторон имело свои особенности.
Хотя Россия располагала самым большим авиапарком, двигатели многих самолетов были сильно изношены из-за недостаточно развитой ремонтной базы, а перевозка аэродромного оборудования затруднялась нехваткой транспортных средств. По этой причине командование берегло летательные аппараты, ограничивая количество вылетов, и запрещало летчикам проникать глубоко в тыл противника.
Тем не менее уже с первых дней войны данные авиаразведки стали поступать в штабы 1-й и 2-й русской армии, действовавших в Восточной Пруссии. Однако командование, опираясь на прежний опыт, привычно полагалось на фронтовую разведку в виде казачьих сотен и пеших дозоров и с недоверием относилось к сведениям, добытым летчиками. Это проявлялось, в частности? в том, что оно не спешило ими воспользоваться, требуя их подтверждения «проверенными» способами.
Так, когда авиаторы обнаружили большое скопление сил противника на левом фланге 2-й армии генерала Самсонова в районах Дойч-Эйлау и Алленштейн, штабисты поставили эту информацию под сомнение. В результате время для перегруппировки войск было упущено, что привело к необходимости их поспешного отступления.
В дальнейшем такое положение дел стало одной из причин того, что русское командование даже не подозревало о подготовке немецких войск к окружению 2-й армии.
В русском тылу
Совершенно иным было отношение к воздушной разведке со стороны немецкого командования. В отличие от русских генералов, оно всячески поощряло ведение разведки далеко за линией фронта. В результате с самого начала войны немецкие самолеты бороздили небо не только над Польшей, но и над целым рядом губерний Российской империи, о чем свидетельствуют показания очевидцев и документы того времени.
Так, 9 августа 1914 года русское командование разослало местным властям прифронтовых территорий телеграмму, в которой говорилось о появлении в некоторых местах «воздушных аппаратов», пролетавших над военными складами и другими стратегическими объектами. В этой связи предписывалось провести разъяснительную работу с местным населением о необходимости сообщения полиции о каждом таком случае.
А между тем немецкие самолеты продолжали летать над Псковской и Витебской губернией, причем не только в светлое время суток, но и по ночам, оставаясь совершенно безнаказанными, так как зенитная артиллерия появится в русской армии только весной 1915 года, а стрельба из винтовок не причиняла аэропланам никакого вреда.
При этом примечательным был тот факт, что дальность полёта большинства самолетов того времени составляла не более 300 километров, тогда как западная граница Псковской губернии проходила почти вдвое дальше от линии фронта.
Вместе с тем неоднократно отмечались случаи приземления неизвестных самолётов на укромных лесных полянах. То же самое происходило на территории Прибалтики, в частности в Лифляндской губернии, где местные жители замечали людей, одетых в чёрную форму и что-то записывающих.
Проведенное расследование показало, что задолго до начала войны германская разведка установила связи с местным населением, в основном с проживавшими в Прибалтике немцами, и оборудовала в их имениях и хуторах взлётно-посадочные полосы и бензохранилища, позволявшие немецким летчикам совершать дальние перелеты.
Большую активность проявляла воздушная разведка Германии и в зоне боевых действий. В конечном итоге полученные ею сведения сыграли большую роль в разгроме армии генерала Самсонова, не имевшего реальных сведений о положении противника, и поражении русских войск в Восточно-Прусской операции.
Журнал: Загадки истории №47, ноябрь 2022 года
Рубрика: Военная тайна
Автор: Александр Фролов
Подписывайтесь на наш Telegram, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, «X(twitter)» и «Zen.Yandex», «VK», «OK» и новости сами придут к вам..
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Читать далее